Российский ритейл претендует на лидерство в Европе
В России сегодня уживаются самые разные форматы торговли — от небольших дискаунтеров до гипермаркетов и мультиформатных сетей, причем как в столицах, так уже и в регионах. Ожидается, что региональная экспансия крупных игроков будет только усиливаться, и в скором будущем отечественный ритейл станет крупнейшим рынком в Европе.
В рейтинге A. T. Kerney Россия получила оценку 59 из 100, намного опередив страны Восточной Европы, Ближнего Востока и Латинской Америки. По данным Росстата, в 2005 году оборот розничной торговли в России превысил 6934,3 млрд. рублей. Рынок продолжает ежегодно увеличиваться на 70-100 %. Соотношение продовольственных и непродовольственных товаров составляет 45 и 55 % соответственно. Несмотря на то, что оборот ритейл-сетей составляет пока только 21 % суммарного оборота розничной торговли, потенциал роста здесь оценивают очень высоко — более 400 % в год. При этом рынок позволяет сохранять высокие темпы роста как компаниям, недавно сюда вышедшим, так и «ветеранам», присутствующим здесь более 10 лет. И для крупнейших столичных игроков, и для иностранных сетей, и для небольших региональных компаний вероятность успеха пока примерно одинакова. Это обусловлено как емкостью рынка, так и наличием большого количества сегментов и ниш, что оставляет места для разбега в разных весовых категориях, без особого ущемления интересов.
Тор 5: самые быстрорастущие российские сети (по количеству магазинов)
Рейтинг
Рейтинг по количеству магазинов
Название сети
Рост
1
9
Утконос
744,4 %
2
20
Grossmart
400 %
3
18
Монетка
152,9 %
4
6
Копейка
84,4 %
5
2
Дикси, Мегамарт
81 %
Источник: РБК, 2006
По данным РБК, в 2005 г. лидером по темпам роста стала сеть «Утконос» — 744 %. Grossmart продемонстрировал 400 %, «Монетка» — 152,9 %, «Копейка» — 84,4 %, «Дикси» и «Мегамарт» — 81,0 %. При этом российский ритейл растет отнюдь не только за счет линейного расширения — открытия новых магазинов и выхода в регионы. На рынке заметно активизировались процессы слияний и поглощений. Особенно тенденция характерна для обеих столиц, а также экономически развитых регионов. По оценкам РБК, общая сумма сделок M&A в российском ритейле за 2005 год превысила $270 млн.
Насыщенность рынков Москвы и Санкт-Петербурга, а также ряд других причин — нехватка торговых площадей, транспортные, инфраструктурные проблемы — заставляют крупнейших игроков все чаще присматриваться к региональным рынкам. В итоге объектами поглощения чаще всего становятся региональные компании. В свою очередь те все чаще поглощают меньших «собратьев».
Крупнейшие сделки M&A в российском ритейле, 2005
Покупатель
Объект сделки
Количество магазинов
Объем сделки, $ млн.
Дата
«Пятерочка»
«СРТ»
25
90
декабрь 2005
«Пятерочка»
«Народная копейка»
18
60
август 2005
«Билла»
«Продмак»
18
40
февраль 2005
Источник: РБК, 2006
В поисках новых методов конкуренции компании приходят к самым разным решениям. Эксперты РБК отмечают в качестве наиболее распространенных вариантов создание крупных игроков на базе более мелких компаний — как это произошло с сетями «Эксперт» и «Цифроград», торгующими бытовой электроникой. Создание закупочных союзов, как ожидается, должно привести к созданию крупных региональных сетей. Пока основным препятствием является низкий уровень доверия между участниками, не совсем ясна схема перераспределения активов в таком слиянии, а также прав участников.
Открывающиеся перспективы роста привлекают на российский рынок и крупных западных игроков, которые открывают здесь собственные магазины. По оценкам РБК, вероятность приобретения ими крупных российских сетей достаточно низка, — слишком большая разница в подходе к организации бизнес-процессов, стратегическом планировании, планах развития. Важным фактором являются прямые и косвенные издержки, которые сдерживают интерес западных игроков к российским сетям. Западные сети все еще иногда проигрывают только из-за неумения приспособиться к непростым российским условиям и специфическим взаимоотношениям между участниками рынка. Но, постепенно, по мере роста цивилизованности рынка, с его приходом к построению адекватных взаимоотношений, как между участниками, так и с регулирующими инстанциями, на первый план будут выходить такие факторы конкуренции, как умение эффективно управлять издержками, оптимизировать бизнес-процессы, выстраивать инфраструктуру, в чем уже у западных компаний опыта гораздо больше.
Доминирующие форматы
На российском рынке уживаются самые разные торговые форматы,- от небольших по площади дискаунтеров и стандартных супермаркетов до гипермаркетов и мультиформатных сетей. Аналитики РБК выделяют несколько основных типов торговых сетей. Первый — это сети федерального масштаба, которые созданы либо иностранными материнскими компаниями, либо российскими на правах франчайзинга — либо российские торговые сети. Операторы федерального масштаба довольно амбициозны и планируют развернуть экспансию во всех регионах России, однако, выбирают для этого разные стратегии — от единых форматов, например, гипермаркетов, экономичных супермаркетов или дискаунтеров до мультиформатных сетей, объединяющих и магазины «у дома», и дискаунтеры, супер- и гипермаркеты. Разнородность компаний, составляющих данную категорию, характеризуют и разные темпы роста, для разных групп участников. Наиболее интенсивно растут обороты западных компаний, в то время как темпы роста российских компаний носят «затухающий» характер, с 2002 года постепенно замедляясь. Это вполне объяснимо — первые крупные российские сетевые компании бурно росли в период 2000-2002 гг., на волне роста потребительского спроса, но затем, в силу ряда факторов, темпы начали постепенно замедляться. Очевидно, что в дальнейшем, по мере роста и развития рынка, факторы конкуренции, не только за потребителей, но и за квалифицированный персонал, операторов логистических процессов, торговые площади, расположенные в людных местах, будут принимать все более жесткий характер, причем, время освоения новых конкурентных позиций будет все более укорачиваться. Похожую картину можно уже сейчас наблюдать в Москве и Санкт-Петербурге.
Вторая категория участников рынка представлена локальными компаниями, филиалы которых расположены в пределах одного региона или города, или же нескольких городов и регионов. Данную категорию участников отличает отсутствие (как правило) экспансивных планов по выходу на столичный и всероссийский рынок. Именно региональные сети характеризуются сегодня наиболее высокими темпами роста. В 2002 и 2003 гг. показатель составлял по 140-150 % в год. В 2004 г. региональные сети росли в среднем на 200 % в год. Правда, в 2005 г. темпы несколько снизились — до уровня около 100 %. Несмотря на подобное замедление, обусловленное, по-видимому, первой волной формирования рынка, а также особенностями финансового состояния участников, региональные компании намного превышают показатели развития рынка розничной торговли в целом, что делает их привлекательными для крупных федеральных сетей и западных игроков.
Источник: РБК, 2006
Основные тенденции
Российский ритейл сегодня представляет мощную организованную структуру, которая во многом является определяющей в отношении условий контрактов с производителями и логистическими компаниями, устанавливает ценовые диапазоны продуктов, изменяет стереотипы поведения потребителей. Большинство компаний используют современные финансовые инструменты, включая различные схемы финансирования, выпуск облигаций и размещение ценных бумаг на российских и международных биржах. Характерно использование сложных маркетинговых программ продвижения продуктов, сегментация потребителей по доходам и регионам.
Разные российские регионы находятся на разных стадиях развития, при этом сети федерального масштаба вынуждены вести сложную конкурентную борьбу на развитых рынках и работать в развивающихся регионах. В результате преимущество получают компании, которые имеют опыт работы как в конкурентных сегментах, так и развивающихся, неосвоенных регионах. Это должно вызвать ускорение развития региональных рынков, поглощение слабых компаний более крупными операторами рынка, рост доли современных форматов торговли. Текущую стадию развития российского ритейла можно охарактеризовать как стадию зрелости. Она характеризуется таким признаком, как обострение конкуренции, прежде всего, в развитых экономических регионах, причиной которой является замедление роста покупательского спроса, повышения требований к качеству обслуживания, дополнительных сервисов. Прибыльность отрасли, по мере развития заметно снижается, что вынуждает компании оптимизировать свои структуры, внутренние и внешние бизнес-процессы. Это приводит к активизации сделок M&A, снижению издержек, диверсификации бизнеса, появлению первых аутсорсинговых контрактов между крупными ритейл-сетями и поставщиками различных услуг. Активно развиваются франчайзинговые схемы, появляются их новые модификации. Многие компании приходят к мысли о необходимости специализации на типах потребителей, стремятся занять (и развиваться) в определенных нишах, что является определяющим для появления новых форматов торговли.