Пример решения: Линейка программных продуктов «СУПЕРМАГ»
Четкое позиционирование розничной сети на рынке в конкретной форматной сетке — это примета и необходимость времени. Еще в конце 90-х годов к вопросу относились «весьма творчески» и особенно не задумывались над самим смыслом названия формата. Называли формат так, потому что нравилось само название. А на практике приходилось автоматизировать, например, магазин «у дома», который находился чуть ли в безлюдной степи на обочине дороги, «жесткий дискаунтер» с ассортиментом в 15 тысяч позиций, оптовую базу стройматериалов, работающую в формате DIY. Даже неспециалисту понятна вся абсурдность таких сочетаний. Конечно же, сети федерального уровня в этом плане вели себя грамотно и профессионально. А региональные операторы в прошлые годы, как правило, ещё не придавали данному вопросу серьезного значения.
За 2-3 последних года ситуация резко изменилась. Во многом этому способствовал приход в Россию западных специалистов розничной торговли и поход столичных (плюс иных федеральных) сетей в регионы РФ. Определению формата сети стали придавать большое значение: ведь мало обозначить форматную принадлежность своей сети, требуется ещё и соответствовать ей во всех аспектах. Это и ассортимент, и ценовая ниша, и география объекта, и уровень сервиса, и размеры торговых площадей. Особо хочется отметить технологию работы торговой сети и ее соответствие формату. Сегодня, пожалуй, можно сказать, что, заявляя определенный формат, ритейлер будет применять вполне конкретную соответствующую технологию работы, испытанную мировой практикой, без каких-либо избыточных собственных фантазий и интерпретаций.
Для специалистов, занимающихся автоматизацией розничной торговли, это означает серьезный методологический поворот от автоматизации торговли в целом к детальной автоматизации конкретных розничных форматов и отдельных бизнес задач. Так сказать, переход от развития «в ширину» к развитию в «глубину».
В «крупную клетку» можно выделить следующие типовые бизнес задачи: управление, логистика, торговля, маркетинг, лояльность покупателей и технические задачи управления оборудованием.
Концептуально во всех программных продуктах, разработанных компанией «Сервис Плюс АРТ», деление по бизнес задачам закладывалось изначально, ещё на уровне проектирования каждого программного продукта. Классическое деление в управленческом разрезе: фронт-офис,бэк-офис и хэд-офис (центральный офис). Деление в логистическом ракурсе по цепочке поставок: распределительные центры, центральные склады, доставка, магазины. Деление в тематическом разрезе: товародвижение, маркировка и штрихкодирование, маркетинг, система лояльности, управление периферийным оборудованием и т.д.
С годами функциональность программных продуктов компании «Сервис Плюс АРТ» постоянно росла в соответствии с учётом потребностей клиентов и лучшего мирового опыта грандов розничной торговли. Но актуальная на сегодня локализация потребностей клиентов по форматам, а также и выход на новые рынки, потребовали от нас новых адекватных предложений в линейке продуктов. И с начала 2006-го года мы предлагаем клиентам комплексную автоматизацию в разрезе форматов и бизнес задач. Наши программные продукты представлены на рынке под традиционным названием «СУПЕРМАГ».
Линейка программных продуктов «СУПЕРМАГ» с учётом специфики форматов и разделения по бизнес задачам
О продуктах семейства «СУПЕРМАГ» можно говорить очень много. Для этих целей служит многотомная техническая и технологическая документация. Подробная информация выложена на сайте группы компаний «Сервис Плюс». В кратком обзоре можно лишь перечислить программные продукты и их основные характеристики.
Фронт-офисная часть наших решений реализована набором модулей: «СуперМаг-Касса»,«СуперМаг-Кассовый сервер», «СуперМаг-Маркетинг», «Менеджер кассовых серверов». В различных сочетаниях данный набор модулей позволяет управлять кассовым и иным периферийным оборудованием, поведенческими линиями персонала (начиная с уровня прав доступа к программным модулям) и системой лояльности. Если вопрос управления оборудованием — это в основном техническая задача, то две остальные задачи — это технологические элементы.
Настройка для линейного персонала поведенческих линий в плане взаимодействия системы «человек — оборудование» повышает эффективность работы персонала, снижает возможный риск потерь от хищений. Это достигается иерархической системой доступа к функциям системы, использованием высокотехнологичных носителей данных о персонале (имена, пароли, биометрические данные), детализацией прав доступа. С другой стороны, существуют ещё и другие широкие возможности контроля за действиями сотрудников. Это многочисленные отчеты о «подозрительных» операциях на кассе, а также интеграция с системами видеонаблюдения.
Особый разговор — о системе лояльности. По сути, любая система лояльности состоит из трех элементов. Первый элемент — это инструмент сбора первичной информации о клиентах и различных «объектах», с ними связанных. Второй элемент — это, в сущности, некоторый «интеллект», позволяющий создавать различные варианты программ лояльности. А третий элемент — это собственно тот самый «инструмент», который и приводит эти программы лояльности в исполнение.
И совершенно очевидно, что можно при наличии великолепной первой составляющей, иметь в качестве второй составляющей интеллектуально нагруженную CRM-систему, но все это будет совсем «не важно», если третий инструмент окажется примитивным. Поэтому главной задачей модуля «СуперМаг-Маркетинг» является создание возможности реализовать любую — пусть даже самую «фантастическую» — программу лояльности. Инструментарий лояльности должен охватить и скидки, и бонусы, и купоны, и подарки, и поздравления клиентов. Кроме того, модуль «СуперМаг-Маркетинг» имеет и свою интеллектуальную систему конструирования программ лояльности, а также, естественно, систему сбора данных о клиентах.
Однако, для формирования разнообразных дисконтных программ можно использовать и иные системы лояльности, в том числе и CRM системы. Модуль «СуперМаг-Маркетинг» обязательно будет постоянно пополняться новыми маркетинговыми инструментами, реализуя идеи клиентов. Этот софт открыт для новых доработок.
Бэк-офисная часть семейства продуктов «СУПЕРМАГ» ныне реализована в виде нескольких специальных модулей, ориентированных на различные розничные форматы. Данные модули ориентированы на классические формы супер-, гипер- и минимаркетов.
Направления в области «non-food»: бутик, бытовая техника, DIY. И — как обособленный случай — в семействе продуктов «СУПЕРМАГ» есть специализированное решение для формата Cash&Carry. В основе всех этих решений лежит решение задачи автоматизации так называемого полного цикла оборота товара: контракт (договор с поставщиком), заказ, доставка, приемка, размещение, продажа и расход, контроль остатков и снова заказ товаров поставщику.
Реализована в семействе продуктов «СУПЕРМАГ» автоматизация розничного ценообразования, автоматизация взаимоотношений с поставщиками, контроль счетов, управление платежами (взаиморасчётами).
Специалисты «Сервис Плюс АРТ» отмечают возросший в последнее время спрос на решения по автоматизации предприятий розничной торговли в сфере «non-food». В эту сферу достаточно уверенно вошло применение технологии самообслуживания. Примеры западных операторов показали, что в розницу в режиме самообслуживания можно продавать все, что угодно: крупногабаритные товары, сложную бытовую технику, лекарственные препараты, игрушки. Пожалуй, даже легковые автомобили. Разумеется, что такой подход требует применения соответствующих технологий и специализированных решений в сфере автоматизации.
Учитывая эту тенденцию, компания «Сервис Плюс АРТ» стала обособленно развивать несколько направлений сферы «non-food». Развитие получили такие специфические технологические элементы, как работа с коллекциями, моделями, сопровождаемые продажи, доставка товара, предварительный заказ покупателем товара по каталогу, информационные столики, подпитка товаром торгового зала. С другой стороны, представленная выше система лояльности позволяет строить сложные дисконтные бонусные программы, что весьма актуально сфере «non-food».
Особым предложением в обойме представленных решений является модуль «Супермаг-Бутик». Это завершенный программный продукт как для одиночных магазинов, так и для сетей бутиков, причём весьма недорогой. В отличие от проектных внедрений данное решение задачи автоматизации розничной торговли представляет из себя так называемый «коробочный» вариант, в который входит и торговое оборудование, и программные продукты, и методологическое описание поддерживаемых технологий работы. Поэтому наших клиентов привлекают как законченность решения (в его функциональном аспекте), так и адекватная ему цена. Следует иметь в виду, что модуль «Супермаг-Бутик» «Сервис Плюс АРТ» продает клиентам в том числе и через партнерскую сеть.
Повинуясь материалистическому закону о единстве и борьбе противоположностей, современная розница испытывает, в том числе, и совершенно иную тенденцию. «Everyonesellseverything» — т.е. «всёпродаетсяповсюду». Получается, что в супермаркете можно купить компьютер, а в магазине спорттоваров — детские игрушки, и т.д. То, что это противоречит идее строгого разделения по форматам и специализациям — очевидно. Но в условиях жесткой конкуренции сетей на западе такой подход — это один из способов выживания в борьбе с конкурентами. Товар любыми путями приближается к покупателю, товар навязывают покупателю повсюду. В ближайшее время такая же конкурентная ситуация будет и в России (и на других пространствах СНГ), это вопрос времени. Учитывая данный фактор при разработке программных продуктов, компания «Сервис Плюс АРТ» создаёт все форматные решения программных продуктов на общем едином фундаменте, что позволяет соединить все специальные решения в одном общем.
По сути таким решением является автоматизация гипермаркетов и супемаркетов. Безусловно, уровень сервиса и технологические нюансы (например, при продаже текстиля в гипермаркете и элитного белья в бутике) однозначно различаются. Но для целей автоматизации существенных различий практически нет. Так как невозможно автоматизировать такие «субъективные вещи», как компетенцию продавца-консультанта магазина, улыбку менеджера, да и прочие психологические приемы профессиональных продавцов. Автоматизации подлежат лишь строгие алгоритмы и процессы, определяемые «законами больших чисел». В гипермаркете и в бутике, в сущности, они одинаковы. И это тоже относится к области компетенции «Сервис Плюс АРТ».
Стремительно меняет свой облик и так называемая «оптовая торговля». Она, как и сетевая розница, постепенно приближается именно к конечному потребителю. По сути, в силу множества причин такая торговля неизбежно «вырождается» в стандарт розничной торговли формата Cash&Carry. Ведь формат Cash&Carry — это как раз тот случай, когда оптовая торговля использует сугубо розничные технологии. Под данный формат компания «Сервис Плюс АРТ» предлагает специальное решение. В нем сделан упор на две основные особенности: генерацию и печать документов по договору купли-продажи на кассовом рубеже; и работу торгового объекта с размещением складских запасов товаров в торговом зале.
Учтены в программных продуктах «Сервис Плюс АРТ» также и специфические особенности поддержки задачи автоматизации «российского варианта» формата Cash&Carry. Это сочетание оптовой торговли в режиме Cash&Carry и розничной торговли на одном и том же торговом объекте с использованием одних и тех же кассовых терминалов. А также и сочетание оптовой торговли в режиме Cash&Carry с привычной — и обычной — формой оптовой торговли без применения кассовых терминалов с использованием банковских перечислений безналичных средств и всякого рода иных способов выполнения платежа. Для внедрения решения у клиента это, естественно, создает поставщику решения дополнительные трудности, т.к. фактически размывается четкая технологическая схема.
В разрезе автоматизации отдельных бизнес задач нужно шире взглянуть на вопрос дистрибуции, сосредоточившись не только на последнем рубеже — распределительном центре розничной сети. Сейчас следует смотреть на дистрибуцию как на отдельный бизнес, связанный с транспортной и складской логистикой. Дистрибьюторский центр может быть отдельной бизнес-единицей или элементом единой распределительной сети, управляемой централизованно. Обособление дистрибьюторского центра обусловлено рядом объективных причин. При увеличении количества и масштабов сетей такие центры обосабливаются в отдельные бизнес единицы, склады зарабатывают на своих услугах и на торговой наценке. Даже если такой склад является элементом производственно-розничного холдинга, его выделяют, как отдельное юридическое лицо или структурное подразделение со своим бюджетом и своей прибылью. Разделение центров прибыли и затрат, повышение управляемости крупным холдингом — вот мотивы выделения дистрибуции, даже корпоративной, в отдельный бизнес.
Налицо и противоположная тенденция. Наряду с обособлением, дистрибуция все сильнее проникает в розничный бизнес и становится его неотъемлемой частью. Путь развития западных сетей показывает, что подсобные помещения магазинов «переезжают» на распределительные центры, магазин превращается в торговый зал без складов. Магазины работают «с колес» и снабжаются с распределительных центров даже скоропортящимися товарами. Учитывая рост цен на недвижимость, можно предполагать, что процесс экономии торговых площадей пойдет в России семимильными шагами. Подсобки, кладовки, производственные цеха — все за город. Здесь можно построить на дешевой земле складские терминалы. Тормозит данный процесс два фактора: инерция мышления и плохая инфраструктура в регионах.
Дистрибьюторской цепочкой нужно заниматься всерьёз с учетом разных вариантов. «Сервис Плюс АРТ» предлагает клиентам решение «Супермаг–центральный склад» для автоматизации цепочки поставок на такой склад. В качестве инструмента складской логистики в обойму предлагаемых решений включен локализованный нами продукт швейцарской фирмы «Swisslog». Программа управления складом (WMS) предназначена для автоматизации поиска, размещения, отбора и комплектации складских элементов на складе с динамическим смещением адресов хранения. Разработчик является одним из лидеров мирового рынка автоматизации складской логистики. Продукт «Warehouseexpert», представленный на российском рынке совместно со швейцарскими коллегами, предназначен для сегмента среднего и малого бизнеса.
Венцом управленческой структуры розничного предприятия является центральный офис. Степень концентрации в нем полномочий и делегирование их в подчиненные структурные подразделения — это индивидуальное решение каждой торговой компании. Задача компании «Сервис Плюс АРТ» — дать как можно больше вариантов и при этом сохранить целостность данных в учётной системе, решить чисто технические задачи. С другой стороны, в каждом отдельном проекте с клиентом обсуждается иерархическое разделение компетенции различных подразделений клиента. Клиент может по своему усмотрению установить в своей торговой сети любую управленческую схему от варианта «полной анархии» до варианта «абсолютной регламентации». На выбор — что пожелает. В качестве программного решения, поддерживающего такую управленческую гибкость, предлагается модуль «Супермаг — центральный офис». Вместе с ним клиенту рекомендуется модель централизованного управления с учетом лучшей западной практики.
Автоматизация в смежных с розничной торговлей областях
Кроме продуктов семейства «СУПЕРМАГ» «Сервис Плюс АРТ» предлагает клиентам программное обеспечение и оборудование для штрихового кодирования. С использованием штриховых кодов организуются процессы учета товарно-материальных запасов, основных средств, инвентаризация, документооборот, учет подвижного состава. Созданные для поддержания работы мобильных терминалов программные продукты под брендом «SuperKit» представляют собой инструментарий для проведения данных операций. В дальнейшем предполагается расширять методологическую функциональность этого софта, охватывая все больше и больше бизнес процессов, автоматизируя конечные технологические циклы. Автоматизация в области применения и оборота штриховых кодов вывела компанию «Сервис Плюс АРТ» на совершенно новые секторы экономики: промышленное производство, транспорт, государственное администрирование, здравоохранение, образование и т.д.
Есть и новые разработки в давно освоенном компанией «Сервис Плюс АРТ» секторе — ресторанного бизнеса и в сфере общественного питания. К предлагаемым ранее ресторанным решениям «СупеБосс» и «Алоха» добавился софт собственной разработки Lillo. Данный продукт предназначен для автоматизации предприятий fast-food. Появление этого продукта — веление рынка. Если пойти в любой ресторан fast-food и понаблюдать за его работой, то даже дилетант заметит полное сходство с магазином самообслуживания. А дежурная фраза клерка-робота «свободная касса!!!», произнесенная механическим голосом и завлекающая клиентов, не оставляет никакого сомнения, что fast-food — такая же система массового обслуживания, как и супермаркет. Но при всём технологическом сходстве есть и разница в деталях: и кассовая линия в режиме fast-food работает по-особому, и продают особые товары. Учесть эти нюансы — задача разработчиков Lillo. В настоящее время разработка продукта находится в стадии завершения.
Есть еще один существенный момент, повышающий значимость новой разработки. Lillo имеет тот же методологический и технический фундамент, что и продукты семейства СУПЕРМАГ. Это определяет успешность их совместного применения. Клиентов, имеющих и ресторанный бизнес, и торговый; и желающих охватить все это одним управленческим и учетным контуром, становится все больше. И этот факт, конечно, нужно учитывать.
Секреты успеха
Коммерческий успех определяется тем, ЧТО предлагать и продавать клиенту и КАК продавать. При создании продуктов семейства «СУПЕРМАГ», разработчики опирались на три базовых принципа.
Во-первых, решения технологичны. Они представляют собой не «мешок с инструментами», которые пользователь применяет на свое усмотрение, а автоматизированную законченную технологическую цепочку с разделением ролей по должностям и созданием поведенческих линий. Для создания такого продукта нужно было в деталях знать предметную область. Каждый из клиентов вносит свою лепту в создание продукта, предлагая «Сервис Плюс АРТ» реализовать тот или иной функционал. Задача разработчика — лишь умело использовать их знания и находки и воплотить программный код.
Автоматизацию любого бизнес-процесса можно считать интеллектуальным цензом на его состоятельность. Ведь автоматизация требует описания четкого алгоритма, цели, способа решения задачи, условия отбора исходных данных, однозначного принятия решения по результату. Достаточно часто четко описать бизнес-процесс не удается. В этом случае у клиента возникает вопрос: а нужен ли ему такой бизнес процесс, в котором нет конкретности и четкости? Клиент исключает данный бизнес-процесс из своей технологической цепочки или заменяет его на другой. Но если удается алгоритмом описать бизнес-процесс и он укладывается в технологическую цепочку, то он реализуется в программных продуктах. Так в конструктивной дискуссии с клиентом и рождается функционал. Поэтому он цельный и технологичный и там нет случайных вещей.
Другим источником знаний является лучший мировой опыт. И, как говорится, «кадры решают все». Совершенно очевидно, что ни программист, ни продавец софта не может разговаривать с клиентом на равных на предметные темы. Учитывая это обстоятельство, в штате «Сервис Плюс АРТ» есть специалисты, приглашенные из розничных сетей, где они занимали должности топ-менеджеров, которые знают розничную торговлю вдоль и поперек. Их базовый опыт в сочетании с опытом, приобретенным при общении с клиентами и освоение лучшей мировой практики, позволяет им эффективно работать с пожеланиями клиентов и формировать функциональность наших программных продуктов.
Во-вторых, решения должны быть надежны и неприхотливы. Любой бизнес ведется для того, чтобы заработать прибыль. Это записано и в уставе любой компании. Чтобы не случилось, катастрофа, наводнение, короткое замыкание — касса должна работать всегда, товар должен оборачиваться всегда. Касса и товародвижение — это то рутинное ядро, где надежность и эффективность системы должны быть стопроцентными.
С другой стороны, нужны простота и неприхотливость в использовании и обслуживании. Надежность и простота — это взаимосвязанные категории. Продукты семейства «СУПЕРМАГ» отвечают этим требованиям. По сути, это автомат Калашникова для розничной торговли. Он никогда не подведет в бою. Для его обслуживания не нужно нанимать специально обученных людей. Данные качества продуктов семейства «СУПЕРМАГ» позволяют продавать его в любой географической точки России и в сопредельных государствах вдали от разработчика. На текущий момент у «Сервис Плюс АРТ» сотни клиентов и несколько тысяч инсталляций в России, Белоруссии, Украине, Армении, Азербайджане, Казахстане, Молдавии. Разумеется, такая география была бы невозможна для «капризного» или сверхсложного программного продукта. Клиентура была бы ограничена пределами МКАД, постоянно требовалось бы присутствие у клиента. Такой продукт «умер» бы сам по себе. Простота использования определяется детальной продуманностью функционала, цельностью и технологической направленностью. А надежность — грамотным выбором инструментов программирования и закрытостью программного кода.
Простота и неприхотливость в обслуживании позволяет клиенту снизить затраты на ИT-персонал и снизить в целом стоимость владения продуктом. Говоря о простоте, подразумевается простота использования системы конечным пользователем, но не простота продукта как такового. Продукты семейства «Супермаг» содержат обширную функциональность и интеллектуальное наполнение. Но от конечного пользователя скрыты сложные механизмы и, в конечном счете, они присутствуют в интуитивно понятных интерфейсах в виде нескольких кнопок. Технологичная система автоматизации сама ведет пользователя, как гид, по технологической цепочке, не давая сбиться с пути, подчас и обучая неискушенного пользователя розничным технологиям.
Повседневные, повторяющиеся операции в технологическом цикле автоматизируются в первую очередь. И эта автоматизация создает фундамент для иных бизнес процессов и их автоматизации. К таковым относится анализ, прогнозирование, моделирование, построение отчетности. Для решения каждой бизнес задачи применяется свой программный продукт и технология. «Сервис Плюс АРТ» производит декомпозицию общей задачи под названием «автоматизация розничной торговли» на множество подзадач. И для каждой из них применяем адекватный инструмент и алгоритм решения. Возвращаясь к аллегории с автоматом Калашникова, можно привести следующий пример. Если к автомату приделать датчики начальной скорости пули, температуры ствола, давления газов в стволе, счетчик патронов и прицепить компьютер, то автомат перестанет быть боевым оружием, но зато будет интеллектуально оснащен. С другой стороны, автомат можно принести на стенд, отстрелять и измерить все те же параметры. Так вывод в том, что автомат и стенд — это разные вещи, и не следует пытаться их совместить. «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Также разделяются и программы управления кассами, управления товародвижением и аналитические программы. Принципы их создания и использования различны. Но в рамках комплексных решений автоматизации все эти программные продукты взаимосвязаны и взаимодействуют.
Трудно сказать, каковы цифры в ИT-сфере по принципу Парето. Есть мнение, что 95 % и 5 %. Это означает, что 5 % функционала программного продукта покрывает 95 % потребностей пользователя. Может быть, значения этих «цифр» в реальности иные. Да и не совсем понятно, в каких единицах мерить потребности клиентов и функционал. Но суть не в этом. Главное в том, чтобы, освоив эти 5 %, клиент мог спокойно использовать программный продукт в своем бизнесе. Разработчику нужно выделить это ядро и сделать его на пять с плюсом.
В-третьих, программные продукты семейства «СУПЕРМАГ» преследуют цель управлять процессом, а не просто вести регистрацию событий. Это западный подход к автоматизации. Исторически сложилось так, что огромное влияние в России на создание ритейловых систем наложили системы учета. Но учет — это всегда действие «ретро» и повлиять на свершившееся событие уже не может. Таким образом, автоматизация понималась как занесение в компьютер данных с бумажки о совершенной операции и автоматическое ведение учета этих данных. Но современная торговля и логистика ставит совершенно иные задачи. Времена электронной конторской книги прошли. Нужно управлять процессом, воздействовать на него в реальном времени, исключить бумажный документ, как источник информации, а черпать информацию, используя инструментальный контакт непосредственно с товаром, логистическим элементом. Нужно влиять на причину, а не регистрировать следствие. А учет при этом получится сам собой.
Именно такую систему автоматизированного управления розничным бизнесом и логистикой «Сервис Плюс АРТ» предлагает своим клиентам. Персонал клиента от директора до грузчика на каждом участке технологического цикла взаимодействует с системой напрямую в рамках своей компетенции. Взаимодействие происходит с применением автоматизированных рабочих мест и использованием штрихового кода. При этом система управляет действиями пользователя, подсказывает, предлагает, запрещает.
Из информационной цепочки исчезает такой персонаж как «оператор» — посредник между реальными данными и системой. Все работают с системой напрямую, получая мгновенную реакцию на свои действия. С системой работают, по сути, истинные носители и потребители информации. Это делает процесс управления реальным, а учет достоверным. Исключение оператора — не просто экономия средств на оплату труда, это исключение тормоза в информационном потоке и источника ошибок.
Применение системы «СУПЕРМАГ» позволяет разложить по полочкам процессы управления товародвижением, ценами, запасами, ассортиментом. Причем, действия персонала упростить до простейших, рутинных на уровне правила: «красный свет — стой, зеленый свет — иди». Ведь такими и должны быть условия и правила для линейного персонала. Линейный персонал нужно быстро обучать и легко менять без ущерба для бизнеса. Да и стоимость содержания такого линейного персонала невелика. Мечта каждого начальника превратить линейный персонал в биороботов и управлять ими посредством «красной кнопки», в принципе достижима. Только для этого каждый начальник должен в деталях знать функции каждого сотрудника и прописать их в нашей системе в мельчайших деталях, тем самым, освободив его от обязанности принимать какие-либобизнес-решения. Здесь «Сервис Плюс АРТ» предоставляет своим клиентам свободу творчества. Параметраж системы имеет огромное количество степеней свободы — можно очень гибко настроить технологические нюансы и поведенческие линии.
Известны примеры, когда на основании приобретенного программного обеспечения клиент менял структуру предприятия, технологию работы, штатное расписание. Создавал функциональные и должностные инструкции. А значит, не зря потратил деньги на автоматизацию — использовал ее плоды более чем на сто процентов, опосредованно, через систему переняв лучший опыт своих же коллег. Причем даром.
Но, кроме самой линейки продуктов, существует еще и выверенная годами технология продажи/внедрения наших решений. Проект комплексной автоматизации — это сложная, но понятная и конечная процедура. Особо хочется сделать упор на слове «конечная». Для клиента совершенно четко обозначается момент окончания внедрения и его этапы. Весь процесс внедрения занимает 3-5 недель, после чего клиент может совершенно спокойно работать, используя функционал системы. Такой оперативности способствует технология ведения проекта. На различных его этапах проводится консультирование клиента, обсуждение технологии работы с применением системы автоматизации, инсталляция программных продуктов и установку оборудования, обучение персонала клиента, пробный пуск объекта (магазина, склада), авторский надзор в течение первых двух дней работы объекта.