Денис Стороженко: За последний год интерес розничных сетей сегмента non-food к ИТ-системам для средних предприятий значительно вырос
О том, как меняется спрос отечественных торговых сетей на ИТ-решения, о перспективах развития новых технологий и продвижения их на российском рынке ритейла в интервью CNews рассказывает Денис Стороженко, директор практики розничных решений Columbus IT Russia.
CNews: Как изменился спрос российской розницы на ИТ-продукты и услуги за последнее время, по вашим наблюдениям?
Денис Стороженко: Ни для кого не секрет, что спрос на ИТ-продукты и услуги зависит от ситуации на рынке и в отрасли. Сейчас в России розничная торговля развивается очень активно: компании укрупняются, усложняются бизнес-процессы, растут объемы данных, становится все сложнее управлять ими. В итоге компании сталкиваются с тем, что система, установленная 5-10 лет назад, перестает соответствовать требованиям растущего бизнеса. С другой стороны, конкуренты «не дремлют» — сейчас на рынок активно выходят крупные зарубежные торговые сети, и поэтому российским ритейлерам приходится бороться за эффективность, искать новые подходы и новые ИТ-решения.
В то же время, меняются и требования ритейлеров к информационным системам. Еще несколько лет назад распространена была следующая ситуация: компании внедряли стандартную функциональность ERP и с помощью консультантов дорабатывали ее под свои специфические потребности. Сейчас ситуация кардинально изменилась. На рынке информационных систем для розничной торговли наблюдается бум спроса на готовые индустриальные решения, объединяющие все специфические для отрасли доработки в универсальный продукт. Мы это видим и на примере собственного бизнеса: только с начала 2006 года наше отраслевое решение для розничной торговли, разработанное на базе Microsoft Dynamics AX, приобрели шесть компаний.
CNews: Отличаются ли сегодняшние ИТ-потребности отечественных игроков розничного рынка от тех, что демонстрируют зарубежные торговые сети?
Денис Стороженко: В Европе наблюдается похожая ситуация, разница лишь в том, что там такое изменение спроса произошло гораздо раньше. Другое дело, что на Западе уровень унификации розничных сетей гораздо выше, и после того, как в системе сделаны незначительные отраслевые надстройки, решение внедряется в разных компаниях практически без изменений. В России же «степень уникальности» каждого отдельного предприятия гораздо выше, и каждый раз эти особенности необходимо отражать во внедряемом отраслевом решении. К сожалению, сегодня далеко не все компании, предлагающие такие продукты, располагают штатом высококвалифицированных специалистов, способных вносить изменения в базовые версии решений, не нарушая при этом принципов построения системы, не снижая надежности и производительности, при этом — максимально используя имеющуюся функциональность.
Спрос на проекты по автоматизации весьма высок, но при этом достаточно капризен. Неудачный проект в регионе может всерьез и надолго снизить спрос на конкретный продукт. Для победы в конкурентной борьбе ИТ-компании важно иметь не только проработанное и «красиво обернутое» отраслевое решение, но и мощную команду консультантов, имеющих за плечами несколько проектов, реализованных в отрасли, способных донастроить или доработать решение для поддержки конкурентных преимуществ конкретной компании. Такие специалисты должны быть готовы справиться с последствиями изменения базовой версии системы, поддержать пользователей и практически принять на себя «удар», связанный со стрессом от перехода заказчика к работе в новой системе и на новых бизнес-процессах.
CNews: Аналитики отмечают, что российские розничные компании вряд ли в ближайшие годы будут готовы к переходу на широкое применение технологий RFID. Уделяя заметное внимание развитию этого направления, не опасаетесь ли вы, что усилия будут напрасными?
Денис Стороженко: Cогласен, что технологии RFID — это технологии не самого ближайшего будущего. Тем не менее, их нельзя сбрасывать со счета ввиду действительно колоссальных перспектив для розничной торговли. На данный момент основная проблема, тормозящая развитие RFID в России — это цена радиометок. Очевидно, что она будет снижаться, весь вопрос в том, с какой скоростью это будет происходить. По мере постепенного снижения цены на RFID-метки будет открываться все больше новых возможностей их использования.
Например, исходя из сегодняшней цены радиометок, ими можно снабжать контейнеры, а по мере их удешевления появится возможность помечать RFID-метками упаковки, и, в конечном счете — каждую единицу товара. Сейчас пороговые значения стоимости меток, при которых их использование будет экономически целесообразным, серьезно отличаются в зависимости от типа товаров. Поэтому и спрос на технологии RFID будет дифференцироваться в зависимости от конкретного сегмента розницы или определенных задач.
Возвращаясь к вопросу об окупаемости затрат, вложенных в технологию RFID, хочу отметить, что первую интеграцию оборудования радиочастотной идентификации с системой Microsoft Dynamics AX и нашими решениями на базе этой системы мы провели примерно два года назад. Выполнив это тестирование, мы убедились в способности системы Microsoft Dynamics AX работать с оборудованием RFID и выявили все технологические аспекты данной интеграции. Заложив такую базу, сейчас мы просто наблюдаем за развитием рынка, отслеживаем тенденции и стремимся быть первыми, кто приступит к реализации подобных проектов. Поэтому говорить о каких-то серьезных финансовых вложениях, которые могут не окупиться в ближайшее время, было бы большим преувеличением.
CNews: Год назад вы прогнозировали, что Россию в скором времени ждет подъем на рынке автоматизации розничных сетей, торгующих одеждой, мебелью, товарами для дома. Наступили ли ожидаемые изменения? Или наиболее активным заказчиком ИТ-решенийпо-прежнему остается продовольственная розница?
Денис Стороженко: В общих чертах все развивается именно так, как мы и прогнозировали. За последний год интерес розничных сетей сегмента non-food к системам для средних предприятий уровня Microsoft Dynamics AX значительно вырос. Статистика наших проектов 2006 года подтверждает эту тенденцию: шесть из семи новых розничных клиентов относятся к непродовольственному сектору. Среди этих заказчиков — розничная сеть формата DIY, сеть магазинов электроники, компьютерная сеть, магазины аудио-видео продукции, а также розничная компания, занимающаяся достаточно специфической деятельностью — торговлей элитной табачной продукцией и сигарами. Поэтому в целом наши прогнозы соблюдаются, хотя и в продовольственной рознице мы видим для себя очень хорошие перспективы. Несмотря на то, что из-за более быстрого (по сравнению с другими сегментами рынка) укрупнения продовольственных сетей в зону их интереса все чаще попадают тяжелые системы для крупного бизнеса, решения на базе Microsoft Dynamics AX остаются очень востребованными.
CNews: Насколько ваше отраслевое решение для розницы востребовано сегодня в мире? Торговые предприятия каких стран проявляют к нему наибольший интерес?
Денис Стороженко: У нас имеется множество успешных проектов в розничных компаниях по всему миру. Пожалуй, по числу проектов в ритейле лидируют страны Западной Европы — в первую очередь, это скандинавские страны, а также Англия и Франция. Но и Восточная Европа, куда входят Россия, Латвия и Литва, стабильно приносит большой доход от проектов по автоматизации розничных сетей. Ритейл активно развивается и в США — недавно наш проект в компании Tommy Hilfiger даже получил приз от корпорации Microsoft как внедрение, позволившее клиенту в кратчайшие сроки добиться выдающихся результатов от использования системы Microsoft Dynamics AX.
CNews: Какие проекты в сфере розничной торговли в 2006 г вы могли бы отметить в числе ключевых?
Денис Стороженко: Как я уже отмечал, с начала года мы приступили к реализации семи новых проектов в рознице. Примечательно, что по сравнению с 2005 годом увеличилась доля региональных продаж. Мы заключили контракты с компаниями «Рембыттехника» (Челябинск), «Бауцентр» (Калининград), «Меломан» (Алма-Ата) и "Сигарный дом «Фортуна» (Киев).
Хорошим началом года стал проект по развитию системы, установленной в группе компаний «Виктория», объединяющей более 130 магазинов различных форматов в крупных городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Владимире и Ульяновске. Проект примечателен тем, что компания обратилась к нам с просьбой оптимизировать производительность и выработать пути повышения эффективности ИТ-решения на базе Microsoft Dynamics AX, разработанного для нее другим ИТ-консультантом.
В этом году завершился проект по автоматизации петербургской розничной сети "Компьютер — Центр «КЕЙ», в рамках которого мы автоматизировали центральный офис компании и создали новый дизайн складского комплекса. Сейчас наши консультанты приступили к внедрению системы Microsoft Dynamics AX в компании с похожим бизнесом — это торговая сеть компьютерной и цифровой техники «Белый Ветер».
CNews: За счет какой функциональности Columbus IT планирует в ближайшее время развивать решения, ориентированные на торговые компании?
Денис Стороженко: Конкуренция на розничном рынке возрастает, и борьба за каждого покупателя усиливается. Розничные компании развивают большое количество новых маркетинговых программ. Поэтому ИТ-решения должны давать возможность проводить различные промо-акции, а также анализировать их эффективность, поддерживать различные системы повышения лояльности покупателей, содержать инструменты ценообразования, позволяющие вести как централизованное, так и децентрализованное ценообразование, с учетом плановой маржи, цен конкурентов и т.п. Все эти блоки мы планируем поддерживать и развивать в нашем решении.
Важной задачейдля ритейлеров также является поддержка оптимальных товарных запасов. Для оптимизации требуются четко выстроенные цепочки поставок товаров — как внешние, так и внутренние. Помощь ИТ-систем в данном вопросе незаменима. Здесь стоит отметить, что в последнее время в России наблюдается тенденция к усилению такого рода компаний, как 3PL-операторы. Все больше розничных сетей предпочитают отдавать логистические функции на аутсорсинг. Мы планируем максимально обеспечить потребности этих компаний в автоматизации, ориентируясь, таким образом, не только на сами торговые компании, но и на их поставщиков.
Кроме того, важной задачей является повышение уровня интегрированности ERP-системы с кассовыми решениями, с серверами весов и инфо-киосками, терминалами сбора данных и прочим торговым и складским оборудованием.