Обзор подготовлен |
При поддержке |
|
|
Дмитрий Токар: Требования российских ритейлеров к ИТ-инфраструктуре иногда превосходят запросы зарубежных торговых компаний
О возможностях отечественных интеграторов по построению инфраструктурных решений для торговых сетей, о критериях выбора подобных продуктов в интервью СNews рассказывает Дмитрий Токар, директор по работе с корпоративными заказчиками сектора ритейла компании «Крок».
CNews: Как бы вы охарактеризовали динамику автоматизации российского торгового сектора в последние годы?
Дмитрий Токар: В целом — положительно. Экспансия зарубежных торговых сетей в регионы благотворно влияет на российский рынок розничной торговли. Благодаря конкуренции между российскими и западными ритейлерами рынок растет колоссальными темпами. Западные компании несут с собой в регионы тот опыт, те стандарты, которые раньше в России не применялись.
Вслед за ними и российский ритейл стал более взвешенно планировать развитие своей инфраструктуры, системно подходить к автоматизации и информатизации своей деятельности. Все компании стремятся получить дополнительные конкурентные преимущества от использования информационных технологий: активно модернизируют существующие ИТ-инфраструктуры, создают новые автоматизированные комплексы.
CNews: В какой степени различаются потребности в функциональности автоматизированных систем у оптовых и розничных торговых компаний?
Дмитрий Токар: Любая торговая компания заинтересована в грамотной организации работы складов и магазинов, оптимизации запасов и поддержании ассортимента. Но автоматизация начинается с создания ИТ-инфраструктуры, включающей в себя инженерные системы (структурированные кабельные системы, системы гарантированного электропитания, системы кондиционирования и видеонаблюдения и т.д.), телекоммуникационную инфраструктуру, системы хранения и обработки данных.
Для розничных и оптовых компаний отличия при построении этих систем заключаются не столько в применяемых технологиях и продуктах, сколько в масштабах решений. Например, при создании систем гарантированного электропитания в оптовых компаниях схема распространяется на рабочие места операторов, а в розничных компаниях — на места кассиров-операционистов.
Для розничных компаний дополнительно к базовой ИТ-инфраструктуре очень важен выбор фронт-офисных решений: кассовых аппаратов и программного обеспечения для них, технологий по приему наличных денег и кредитных карт, оплате коммунальных услуг, мобильной связи, спутникового телевидения и других.
Можно сказать, что и оптовыми, и розничными компаниями в равной степени востребованы ERP- и MRP-системы, call-центры, корпоративные порталы. Специфика оптовых компаний также заключается в применении информационных технологий для организации быстрой логистики и сбыта скоропортящихся товаров.
CNews: Каково, по вашему мнению, соотношение зарубежных и отечественных решений для торгового сектора на российском рынке? Как долго оно может сохраняться, на ваш взгляд?
Дмитрий Токар: В части инфраструктурных решений в настоящее время первенство наблюдается за зарубежными решениями, но есть здесь и исключения. Так, сейчас востребованы решения по информационной безопасности, и в этой области отечественным разработчикам есть что предложить. Например, «Крок» внедряет решения по аутентификации и идентификации пользователей, по системам криптографической защиты каналов на базе продуктов как западных, так и российских компаний.
По фронт-офисным и комплексным системам управления предприятием пока сохраняется паритет. Но здесь есть несколько интересных особенностей. Так, основная часть программного обеспечения, которое используется на контрольно-кассовых машинах — это продукты отечественных производителей. Почти все мелкие и средние розничные сети (и даже некоторые крупные) и по сей день используют отечественные системы управленческого и финансового учета.
Зарубежные ритейлеры, как правило, крайне редко прибегают к использованию отечественных решений. Они приходят на российский рынок с готовой инфраструктурой и спектром программных продуктов, которые внедряют и в создаваемых в России офисах и магазинах. Но из этого правила бывают исключения: иногда зарубежная компания заказывает разработку решения у российского интегратора, чтобы впоследствии внедрить ее в своих магазинах по всему миру.
Трудно определить, как долго сохранится этот статус-кво. Все будет зависеть от темпов развития ИТ-рынка. Но одно можно сказать с уверенностью: сейчас на первый план выходят уже не сами технологии, а возможности ИТ-компаний, которые при таком бурном росте розничных сетей смогут обеспечить интеграцию все большего числа решений с гарантированным качеством и в заданные сроки.
CNews: В каких вопросах отечественные торговые компании испытывают наибольшие сложности при реализации ИТ-проектов, из вашей практики?
Дмитрий Токар: Если говорить о крупных ИТ-проектах, то первая сложность — это, собственно, выбор самого решения. Отсутствие унификации, наличие неэффективных бизнес-процессов и систем управления затрудняют процесс автоматизации и выбор ИТ-решений для торговой компании.
Делая выбор, российские компании пытаются ориентироваться на конкурентов — изучают, какие технологии применяют отечественные и зарубежные ритейлеры, решая подобные бизнес-задачи. Весьма разумным шагом здесь является проведение первичного аудита ИТ-инфраструктуры силами опытного системного интегратора. Такое исследование позволяет на порядок снизить риски реализации проекта и выбрать оптимальный вариант решения поставленных задач.
Выбрав комплексное решение, торговая компания может получить эффективную и сбалансированную систему с отлаженными бизнес-процессами. Часто это достигается просто за счет оптимизации ИТ-инфраструктуры. И четкая организация проекта приносит существенный рост эффективности именно при большом территориальном охвате торговой сети.
Важно понять, что в других отраслях экономики системные интеграторы уже не один год реализуют проекты подобного масштаба, схемы работы постоянно оптимизируются, опыт растет с каждым проектом. А вот попытка реализовать такой проект в условиях роста бизнеса исключительно силами собственной ИТ-службы в лучшем случае будет напоминать изобретение велосипеда: проект будет длиться дольше, окажется дороже и потребует больших затрат с точки зрения трудовых ресурсов.
CNews: Какие требования предъявляют российские торговые сети к ИТ-инфраструктуре?
Дмитрий Токар: Все зависит от размера компании. Небольшие сети выбирают ИТ-решения по критерию максимальной отдачи при небольших вложениях и коротких сроках внедрения. Такие заказчики часто идут на покупку решений с ограниченным функционалом, которые можно внедрить быстрее, и которые сразу начнут давать отдачу. Таким компаниям достаточно автоматизировать несколько процессов, таких как бухгалтерия и логистика, — и какое-то время инфраструктура не потребует дальнейших инвестиций.
Для средних и крупных компаний важно, чтобы технологическое решение «работало» на развитие и расширение торговых сетей. И, совершая выбор, такие компании ориентируются на продукты и решения, которые дают ощутимые долгосрочные результаты: улучшают управленческие процессы, объединяют инфраструктуру в единую информационную систему с налаженными бизнес-процессами. Средним и крупным компаниям необходимы услуги консультантов: консалтинг выявляет процессы, тормозящие развитие бизнеса и помогает снизить совокупное владение ИТ-инфраструктурой.
Еще раз отмечу, что появление на рынке зарубежных ритейлеров повышает уровень требований и к ИТ-инфраструктуре российских компаний. И уже сейчас требования, предъявляемые российскими торговыми сетями к ИТ-инфраструктуре, оказываются не ниже, а иногда и превосходят запросы зарубежных компаний, работающих на российском рынке.
CNews: Какие проекты, реализованные за последний год, вы могли бы выделить в качестве ключевых?
Дмитрий Токар: Нашей компанией было реализовано несколько проектов, которые я бы назвал знаковыми. Один из них — проектирование и создание комплексов инженерных систем для российских торговых центров одной из западных торговых сетей.
Другой довольно масштабный проект был связан с комплексной сервисной поддержкой ИТ-оборудования в более чем 20 российских торговых центрах Metro Group.
Был реализован ряд и проектов по поставке и развертыванию лицензионного программного обеспечения по программам корпоративного лицензирования Microsoft Enterprise Agreement Subscription в розничных торговых сетях «Гроссмарт» и «М. Видео». Мы также провели аудит информационной безопасности розничной сети «Монетка».
CNews: Какие продукты и услуги будут, по вашим прогнозам, наиболее востребованы в ближайшее время российскими торговыми компаниями?
Дмитрий Токар: Все торговые компании сейчас стремительно растут, и самым важным для них будет обеспечение развития филиальной сети средствами ИТ. Поэтому им, в первую очередь, будет необходим консалтинг по созданию и построению распределенной информационной инфраструктуры, а также услуги по созданию эффективных ИТ-служб для поддержки функционирования необходимых ИТ-сервисов с гарантированным уровнем качества.
При быстром росте любые компании сталкиваются с необходимостью модернизации системы хранения и обработки данных, сети передачи данных. Для очень крупных компаний приобретут актуальность проекты по построению центров обработки данных (как основных, так и резервных, обеспечивающих надежность обработки и хранения информации). Большой бизнес требует поддержания должного уровня информационной безопасности и, как следствие, — внедрение единых политик безопасности.
Некоторые крупные российские торговые сети выходят на открытый рынок, привлекают частных инвесторов. Для таких заказчиков будут актуальны корпоративные программы по лицензированию программного обеспечения.
На мой взгляд, в торговых компаниях в ближайшее время также увеличится спрос на мобильные сервисы и решения на основе RFID-технологий. Они обеспечат снижение издержек в процессе движения товаров.
CNews: Спасибо.
|