Обзор подготовлен |
При поддержке |
|
|
Ольга Беловолова: Розничные компании хотят иметь самую лучшую систему для автоматизации основного бизнеса
О потребностях российских торговых компаний в контексте реалий розничного рынка, о новом решении, не так давно ставшем доступным для отечественных заказчиков, в интервью CNews рассказывает Ольга Беловолова, руководитель департамента Oracle Retail компании «Oracle СНГ».
CNews: Какие факторы оказывают сегодня наибольшее влияние на ИТ-стратегии торговых предприятий — в мире и в России? Изменились ли, по вашему мнению, принципы их построения за последнее время?
Ольга Беловолова: Основной движущий фактор на мировом рынке — это глобализация. Сейчас практически все крупнейшие ритейлеры ведут операции во многих странах, и с каждым годом эта тенденция усиливается. В этих условиях компаниям становится необходима единая интеллектуальная система управления, которая позволит оперировать во всех странах и регионах — с учетом локальных особенностей этих рынков.
Второй по значению движущий фактор — это знание своего клиента. Раньше «классическое» понимание CRM к рознице не применялось, сегодня же мы наблюдаем бум всевозможных систем лояльности.
Выход на новые рынки приводит к нелинейному усложнению бизнеса в компаниях. При открытии магазинов в новой стране или регионе ритейлерам порой приходится менять привычный для них формат, поддерживать специфическую продуктовую линейку для каждого региона. Например, сеть Tescо имеет в разных странах девять торговых форматов.
Очевидно, что подобного рода развитие требует серьезной модернизации программного обеспечения. Бич розницы — количество транзакций, которое лавинообразно возрастает с ростом числа магазинов. Поэтому розничные системы должны обладать механизмами, которые преобразуют поступающие со всей сети данные в информацию. Причем делать это быстро и умно.
Существует общее наблюдение, что когда у ритейлера число магазинов вырастает до 50, ему нужно задумываться о смене ИТ-платформы. Компания приходит к выводу, что скоро не сможет управлять сетью, имея прежний уровень автоматизации. Видимо, 50 магазинов — это некое пороговое значение, после которого количество должно перейти в качество.
CNews: Как изменился спрос на функциональность систем в ритейле? Перспективы каких ИТ-приложений видятся вам наиболее «радужными» на ближайшие годы?
Ольга Беловолова: Мне кажется, что наши ритейлеры наконец стали отделять систему управления товародвижением от функций корпоративного администрирования. Сейчас очень часто бывает, что компании начинают целенаправленно искать очень хорошую систему управления товародвижением, оставляя на второй план вопрос о том, что именно будет стоять в бухгалтерии. То есть ритейлеры хотят иметь самую лучшую систему для автоматизации основного бизнеса, а сопутствующие функции могут быть автоматизированы позже.
Вторая тенденция состоит в том, что все более востребованными в рознице становятся не транзакционные системы, а системы планирования и прогнозирования. Это вызвано увеличением конкуренции на рынке. Чем лучше ритейлер построит прогноз потребительского спроса — тем точнее «отработает» по этому прогнозу логистическая система. Раньше было достаточно системы, которая только помогала закупить товар, хранить его и продать. Теперь нужна система, которая спланирует и свяжет воедино все процессы — от прогноза потребительского спроса до доставки товара на полки магазина.
Уже несколько лет остается стабильным спрос на системы управления складом, так как многие компании строят распределительные центры, которые невозможно запустить в эксплуатацию, не проведя их автоматизацию. Массовое строительство складов опять-таки связано с географической экспансией — когда ритейлер выходит в новый регион, он вынужден создавать себе там «перевалочную базу».
CNews: Как меняется, из вашей практики, спрос отечественных ритейлеров на бэк-офисные системы? Какие мотивы доминируют у торговых компаний при выборе ИТ-решения?
Ольга Беловолова: Термин «бэк-офис» немного размыт применительно к рознице. Хотя бы потому, что существует понятие «бэк-офис магазина» (это система, которая обслуживает склад при магазине, управление персоналом магазина и т.п.). Так что лучше говорить не о бэк-офисе, а о корпоративном администрировании.
Думаю, что спрос на системы корпоративного администрирования (Corporate Administration) практически не меняется. Для достижения прозрачности финансовых показателей, по-прежнему требуется хорошая система управления финансами.
Возрастает роль Merchandising System (системы управления товародвижением), задача которой, помимо прочих функций — хранить всю информацию о перемещении и продажах товаров в розничной сети. Любая транзакция обязательно должна «прийти» в центральную систему управления товародвижением и остаться в системе. Но подобной возможности лишены многие российские ритейлеры в силу того, что их система управления товародвижением не способна держать на транзакционном уровне информацию по каждой продаже, каждому чеку. Поэтому наши ритейлеры создают отдельные хранилища данных, куда просто «сваливают» информацию из каждого магазина. И хотя кто-то надеется, что во всем этом можно разобраться — сделать это совершенно нереально.
В то же время у торговой сети есть множество задач, для решения которых необходимо обладать подобной информацией в центральном офисе. Например, для построения прогноза продаж необходимы исторические данные в детализации до транзакции.
CNews: За последние полтора года Oracle приобрела несколько компаний, специализирующихся на вертикальных решениях для розницы. Что сейчас предлагает Oracle ритейлерам в мире, что из этого доступно в России?
Ольга Беловолова: Наше предложение для розницы сегодня — Oracle Retail. Это полнофункциональная система управления для розничных сетей, используемая многими ведущими компаниями этого сектора в мире. В России систем такого класса для розницы вообще не существовало.
Чтобы более детально ответить на вопрос, что Oracle предлагает в этом решении, надо взглянуть на карту автоматизации ритейловой компании. В рознице есть семь основных функциональных областей, которые требуют автоматизации.
Самая ключевая — это Merchandising System — собственно система управления товародвижением, включающая управление товарным ассортиментом, ценообразованием, запасами, закупками и отношениями с поставщиками.
Второй блок — это Retail Planning, то есть розничное планирование: планирование и оптимизация ассортимента и товарной выкладки, планирование ценовой политики и промоакций, прогнозирование спроса.
Третья область — это Store System — система управления самим магазином, объединяющая бэк-офис магазина, POS и управление персоналом в магазине.
Четвертая — Corporate Administration (корпоративное администрирование) — это, прежде всего, управление финансами, недвижимостью, персоналом, расчет заработной платы).
Пятая составляющая — Supply Chain Planning & Execution — планирование цепочек поставок, в том числе пополнение товаров на складах и в магазинах, WMS, управление транспортом. Кроме того, безусловно, необходима отчетность и аналитика. И, наконец — CRM.
Безусловно, это сильно упрощенная картина, но такие функциональные блоки присутствуют в карте ИТ-решения любой розничной компании, будь то сеть супермаркетов, бутиков или универмагов. И все эти компоненты присутствуют в решении Oracle Retail.
Если сравнить функциональность Oracle Retail с другими системами, то подобного охвата нет ни у кого из вендоров, хотя в функциональных нишах у нас есть серьезные конкуренты.
Можно сказать без преувеличения, что у нашего продукта «очень высокое позиционирование»: из сорока крупнейших мировых розничных сетей 26 используют Oracle Retail. И нам приятно отметить, что в России доступно все, что предлагает Oracle в мире.
CNews: Какие причины стали определяющими в вопросе приобретения корпорацией системы Retek и других решений, ориентированных на бизнес торговых компаний?
Ольга Беловолова: Причины были абсолютно такими же, по которым данные решения выбирают наши клиенты. Что толкает клиента приобрести готовое решение вместо того, чтобы «ввязываться» в самостоятельную разработку? Желание сэкономить время, воспользовавшись готовым решением, стремление не изобретать велосипед, а получить best-practice.
Корпорацией Oracle двигало примерно то же самое. Она приобрела компании Retek, ProfitLogic и 360Commerce из-за функциональности их решений и их апробированности в крупнейших мировых розничных сетях. Мы это сделали и для того, чтобы приобрести экспертизу специалистов, разработчиков, которые многие годы работали в этой индустрии.
Retek вообще создавался очень интересно: постановщиками задач для разработки этого комплекса бизнес-приложений были сами ритейлеры (ведущие компании рынка). Они описали, какие бизнес-процессы и какая функциональность, с их точки зрения, будет передовой и востребованной в будущем. А разработчик все эти требования реализовал. Эта модель существует и до сих пор: только теперь уже Oracle собирает мнения клиентов, участвующих в постановке задач по выпуску следующих версий продуктов.
CNews: Каковы ключевые особенности решения Oracle Retail? В чем отличие этого продукта от классических ERP-систем?
Ольга Беловолова: Основной момент: Oracle Retail — это единственная система такого высокого уровня, изначально написанная «под розницу». Вертикальные решения, которые родились из классических ERP-систем путем дописывания недостающей функциональности и переименования терминов не идеально «ложатся» на бизнес розничной компании. Второе отличие — это широта функциональности: подобного охвата нет ни у одного из поставщиков.
Один из клиентов на наш вопрос «Почему вы выбрали Oracle Retail»?, ответил: «Потому что мы с вами говорим на одном языке: мы смотрим на продукт и нам понятно, где склад, где магазин. Видно, что это решение специально разрабатывалось для розницы».
CNews: Делали ли вы или ваши клиенты оценку экономического эффекта от внедрения Oracle Retail?
Ольга Беловолова: По поводу оценки эффективности — приведу один пример. В течение последнего года восемь крупнейших глобальных ритейлеров (среди которых — BestBuy, JC Penney, Tesco, Nordstrom, Office Deport), являющихся публичными компаниями, готовили годовые отчеты для своих инвесторов. Они указали проект по внедрению Oracle Retail в своей компании как повод для инвестиций в их акции. Проще говоря, компании, входящие в двадцатку крупнейших мировых ритейлеров, сказали: «Господа, вы должны покупать наши акции, потому что у нас стоит Oracle Retail». Такая оценка дорогого стоит.
CNews: Каковы ваши планы по дальнейшему развитию бизнеса в российском ритейле?
Ольга Беловолова: Планы самые оптимистичные. Но мы не хотим увеличивать долю рынка в ущерб качеству. Поэтому приложим максимум усилий для того, чтобы проекты, которые мы ведем, были на сто процентов успешными. Сегодня один из наших российских клиентов по Oracle Retail — сеть аптек «36,6». Проект, который завершается осенью, ведет наш глобальный партнер — компания Accenture. Совсем скоро мы объявим еще одного заказчика.
Мы ведем проект по локализации продукта, развиваем партнерскую сеть. Для нас сейчас одна из основных задач — это научить наших локальных партнеров реализовывать успешные проекты по Oracle Retail. Мы не стремимся формально назвать кого-то партнером — от этого у такой компании способности внедрять продукт не прибавится. Соответственно, необходимо проводить тренинги, вовлекать партнеров в текущие проекты, формировать консорциумы партнеров для обмена опытом и знаниями. На все это требуется время.
Вместе с тем, мы уверены, что и российские розничные компании смогут через несколько лет указывать реализованный у них проект по внедрению Oracle Retail в качестве весомого аргумента для сотрудничества с потенциальными инвесторами.
CNews: Спасибо.
|