Обзор подготовлен |
При поддержке |
|
|
Дмитрий Казачков: Ритейлерам необходим функционал ИТ-систем, позволяющий «заглянуть в будущее»
В интервью CNews Дмитрий Казачков, управляющий компании «1С-Рарус», рассказывает о современных требованиях торговых компаний к автоматизированным системам, о комплексном подходе ритейлеров к выбору ИТ-решений, а также о планах компании по развитию программных продуктов, ориентированных на розницу.
CNews: Какие решения для автоматизации бэк-офиса и фронт-офиса пользуются сегодня у отечественных торговых компаний наибольшим спросом? С чем, на ваш взгляд, это связано, и как долго сохранится такая ситуация?
Дмитрий Казачков: Если говорить о решениях класса «бэк-офис», то спросом пользуются в первую очередь открытые решения, поддержка которых может осуществляться большим количеством различных специалистов, в том числе и в регионах. Такими системами являются программные продукты на платформе «1С:Предприятие». Потребность в «открытости» связана в основном с темпами развития компаний-ритейлеров. Как правило, быстро развивающиеся сети предпочитают содержать пусть небольшой, но собственный штат специалистов по поддержке учетной системы. Ведь при таких серьезных темпах развития компаний в случае использования закрытых систем наверняка даст о себе знать нехватка квалифицированных специалистов по поддержке. Что мы и наблюдаем сегодня в большинстве случаев.
Большое внимание на этапе выбора системы компании также уделяют наличию в программе функций, связанных с возможностью «заглянуть в будущее». Это всевозможные системы планирования и прогнозирования. Сегодня их наличие — это не просто дань моде, а необходимый инструмент для быстроразвивающихся сетевых структур. Без выстроенной системы планирования невозможно эффективное использование имеющихся ресурсов.
Что касается решений класса «фронт-офис», то здесь рыночная ситуация довольно прозрачная. Например, в продовольственном ритейле доминируют отечественные разработки: SetRetail, СуперМаг-УКМ. Наша система класса «бэк-офис» — «1С-Рарус:Торговые комплекс. Продовольственные товары» — без проблем поддерживает совместную работу с этими кассовыми программами.
CNews: Какую долю в вашем бизнесе занимают услуги по установке противокражных систем, комплексов видеонаблюдения, систем контроля доступа? Каковы основные требования пользователей при приобретении и внедрении подобных систем?
Дмитрий Казачков: Для нас это достаточно новое направление. Мы третий год занимаемся установкой систем защиты, и, наверное, пока рано сравнивать результаты по этому виду деятельности с оборотом традиционного направления деятельности компании «1С-Рарус» — построением систем управления и учета на базе программных продуктов фирмы «1С». Тем не менее, мы считаем данное направление перспективным именно потому, что оно позволяет нам предложить любому заказчику-ритейлеру комплексное оснащение его торговых точек.
Исходя из нашего опыта, отмечу, что основное требование пользователей — это возможность получения комплекса ИТ-продуктов и услуг для построения современного магазина. В их числе — система учета (фронт-офис, бэк-офис); электронное торговое оборудование; серверы, компьютеры, периферийное оборудование, системное программное обеспечение;компьютерная сеть/телефония; система звукового оформления; система электронных ценников.
Немаловажная роль отводится системам обеспечения безопасности бизнеса: СКУД, видеонаблюдение, контроль кассовых операций, противокражные системы.
Комплексность предложения определяется, в первую очередь, вопросами совместимости его составляющих и рядом других факторов, например — удобством работы. Очень важно взаимодействие фронт-офисной системы и системы контроля кассовых операций.
Для заказчика работа с единым ИТ-подрядчиком гарантирует лучшие цены на комплекс продуктов и услуг, заметно упрощает процесс решения организационных вопросов по внедрению. Все это позитивно отражается на качестве проекта в целом.
Важным аспектом при выборе продуктов по обеспечению безопасности является адекватность их функциональных возможностей и соответствие бизнес-процессам торгового предприятия. Например, противокражная система подбирается по множеству критериев: ширина прохода, способ торговли, ассортимент товаров, месторасположение магазина. По сути, каждый проект по установке такой системы — уникален.
Сегодня далеко не все заказчики имеют в своем штате эксперта, способного четко поставить техническое задание по системе безопасности. Поэтому работа менеджера проекта связана с пониманием задач заказчика, их формализацией и предоставлением возможных вариантов решения.
Разумеется, немаловажную роль для заказчика системы играет стоимость. Однако ее снижение может привести к необходимости компромиссного изменения процессов обслуживания покупателей.
CNews: Отечественные автоматизированные системы порой обвиняют в недостаточной готовности к использованию, в необходимости длительной настройки по сравнению с западными продуктами. Насколько вы согласны с подобным мнением?
Дмитрий Казачков: Я считаю такое утверждение не вполне справедливым. Статистика внедрений, накопленная нашей компанией и франчайзинговой сетью «1С» в целом, говорит об обратном. Тысячи проектов автоматизации российских предприятий розничной торговли осуществляются как раз на основе тиражных продуктов фирмы «1С» и ее партнеров. При этом незначительный объем изменений в конфигурациях и быстрые сроки реализации проектов говорят о высоком уровне готовности базовых программных продуктов к применению в российском ритейле.
По своему опыту работы на рынке автоматизации ритейла могу отметить, что типовой срок запуска магазина самообслуживания с торговой площадью около 1 тыс. кв.м. составляет 5 дней.
Что касается утверждения по поводу длительной настройки, то ее следует разделить на две составляющих: это установка необходимых параметров для запуска системы и реализация дополнительных пожеланий заказчика. Гибкость платформы, которая позволяет при необходимости подстроить систему под специфику клиента (а именно с этим зачастую связан большой объем изменений базового программного обеспечения) я бы, скорее, отнес к конкурентным преимуществам продуктов на базе «1С:Предприятие».
CNews: Как за последний год изменились предпочтения российских торговых сетей при выборе систем автоматизации? Какие функциональные возможности этих продуктов являются для заказчиков ключевыми?
Дмитрий Казачков: Как я уже отмечал, при выборе систем управления акцент делается на системы планирования и прогнозирования. Причем они должны быть взаимосвязаны. Они позволяют заказчику как можно точнее понять, что будет происходить с предприятием и максимально эффективно распределить ресурсы.
Важной и востребованной является концепция управления по целям. Быстро развивающимся сетям необходимо иметь возможность задать плановые показатели для различных участков системы и следить за эффективностью этих показателей. Для объектов формата «гипермаркет» и «магазин у дома» значения таких показателей, как оборачиваемость, добавленная стоимость по различным операциям будут существенно различаться. Соответственно, для достижения этих показателей потребуется разное количество ресурсов.
С появлением концепции управления по целям следующим уровнем функциональности программного продукта, на который заказчик обратил внимание, стали возможности, помогающие достигать заданные цели. В качестве примера можно привести механизм управления ассортиментом подразделения. Следствием использования этого инструмента являются решения по корректировке товарной матрицы, введению в нее более эффективных позиций.
CNews: Какая доля ИТ-проектов для российской розницы оказывается неуспешными, на ваш взгляд? Каковы критерии «неудавшегося» проекта? В чем чаще всего кроется причина подобных неудач?
Дмитрий Казачков: Я не обладаю статистикой по отрасли в целом, но могу сказать несколько слов непосредственно про нашу компанию. Если «неудавшимся» называть проект, в котором клиент во время внедрения полностью отказывается от предложенной модели информационной системы или от услуг специалистов компании-интегратора, то в последнее время у нас таких прецедентов не было.
Хотя, не буду скрывать — были проекты, которые не укладывались в оговоренные сроки или требовали от нас значительно больших усилий, чем мы планировали. Но я бы не назвал такие проекты «неудавшимися»: скорее они оказались сложными. Как правило, уровень развития нашей компании позволяет при необходимости усилить проектную команду, выделить дополнительные ресурсы для успешного завершения проекта, то есть — «вытянуть» проект, не позволить ему стать «неудавшимся».
Если проанализировать проекты, реализованные «1С-Рарус», в которых заказчик до перехода на наши решения использовал другие разработки, то можно выделить несколько основных причин отказа клиентов от прежних систем. Я бы отнес к их числу нехватку ресурсов на поддержку программного обеспечения в регионе; слабо развитый функционал для обеспечения работы сетевых структур; недостаточно реализованные функциональные возможности в части планирования и прогнозирования, а также низкий уровень интеграции с бухгалтерскими системами.
CNews: В чем особенность созданного вашей компанией типового специализированного решения для салонов сотовой связи и цифровой техники? Как за прошедший год
расширилась география внедрений этого продукта?
Дмитрий Казачков: Основные особенности решения «1С-Рарус:Магазин бытовой техники и средств связи» заключены в его функциональных возможностях. Программа рассчитана именно на эту категорию клиентов — салоны связи и магазины электротехники. В конфигурации реализованы практически все потребности типового магазина электроники: различные модели учета товаров по серийным номерам, возможности учета товаров в ремонте (с возможным предоставлением клиенту на время ремонта подменного товара), покупка бывшего в употреблении у клиентов оборудования — вот далеко не полный перечень специфического для отрасли функционала нашего решения.
Не могу не отметить относительно невысокую стоимость продукта (от $400) и его надежность. Наше решение внедряют не только сотовые ритейлеры и продавцы электроники, но и фотосалоны, которые помимо продаж цифровой техники оказывают услуги по печати фотографий, ксерокопированию и пр.
География распространения данного решения постепенно расширяется благодаря работе наших региональных партнеров. Сегодня система, помимо Москвы, используется в салонах сотовой связи Сочи, Архангельска, Ставрополя, Сургута, Нижнего Новгорода и Красноярска.
CNews: Какие проекты, реализованные вашей компанией в торговле за последний год, вы могли бы назвать в числе ключевых?
Дмитрий Казачков: 2005 год принес нам много новых заказчиков. Это российская франчайзинговая сеть Nike, французский бакалейный дом Hediard, сеть гастрономов премиум-класса «Глобус Гурмэ», гипермаркет «Два Кита»; торгово-сервисная сеть бытовой и цифровой техники «Элекам» (работающая в Татарстане и Чувашии), сеть супермаркетов «Сургутнефтегаз».
В течение прошлого года мы продолжали развивать проекты у таких ключевых клиентов, как «Евросеть», «Связной», «Санрайз-Про», торговая сеть «НТН» и др. Начался проект с Федеральной мультиформатной торговой сетью «Вестер».
CNews: Каковы ближайшие перспективы развития программных продуктов вашей компании?
Дмитрий Казачков: Мы предполагаем заняться разработками в области создания механизмов согласования поставок через интернет, управления рабочим временем кассиров и управления эффективностью использования торговых площадей.
В 2006 году мы выпустили три специализированных решения для Non-foodRetail: «1С-Рарус:Магазин одежды и спорттоваров», «1С-Рарус:Магазин строительных и отделочных материалов» и «1С-Рарус:Магазин парфюмерии и косметики». Это перспективное направление, и мы надеемся продолжить развитие решений для непродовольственных магазинов других специализаций.
CNews: Спасибо.
|