|
|
Сухопутный транспорт первым войдет в эру ИТ
Среди всех видов транспорта сухопутный (т.е. железнодорожный, автомобильный транспорт и дорожное хозяйство) несет основную нагрузку как по грузообороту, так и по пассажирообороту. Соответственно, и его доля в структуре ИТ-затрат отрасли заметно выше, чем в остальных секторах 65% по итогам 2005 г. Совместный грузооборот железнодорожного и автомобильного транспорта почти в 50 раз превышает грузооборот морского транспорта, примерно в 25 раз грузооборот внутреннего водного транспорта и более чем в 700 раз воздушного. По пассажирообороту заслуги несколько скромнее, хотя и здесь сухопутный транспорт оказывается в лидерах, обгоняя пассажирооборот, к примеру, воздушного транспорта в 2 раза, водного в 200 раз и т. д. Кажущаяся на первый взгляд завышенной доля сухопутного транспорта в структуре общих ИТ-затрат отрасли (по итогам 2005 года 65% или 7,5 млрд руб.) на самом деле соответствует действительности. На "единицу" же совершаемых сухопутным транспортом перевозок приходится даже меньший объем ИТ-затрат, чем в других видах транспорта. Затраты сухопутного транспорта на основные виды ИКТ
Источник: CNews Analytics, 2006 В структуре ИТ-расходов сухопутного транспорта доминируют затраты на связь и аппаратное обеспечение. Расходы на ПО, напротив, относительно невелики в 2005 и 2006 годах они были ниже, чем по направлению ИТ-услуги. Инвестиции в последние переживают на сухопутном транспорте настоящий бум. В 2004 году их объём вырос сразу в 2,5 раза, в 2005 г. рост продолжился, хотя и с меньшими темпами (1,8 раза по отношению к предыдущему году). Опережающий рост расходов сухопутного транспорта на ИТ-аудит и консалтинг уже сложился в устойчивую тенденцию. В период 2003-2005 гг. доля этих расходов увеличилась с 7,5% до 20,5%. Всё это происходило на фоне столь же заметного сокращения долей расходов на АО и ПО. Если в 2003 году по этим статьям было потрачено, соответственно, 45,5% и 12,2% средств, то в 2004-2005 гг. ситуация существенно изменилась их доля сократилась до 30,7% и 9,3% соответственно. Таким образом, стратегию информатизации железнодорожного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства можно охарактеризовать как начало обновления ИТ-концепции и комплексного пересмотра базовых принципов ИТ-инфраструктуры. Именно при такой стратегии сокращаются расходы на оснащение аппаратными средствами автоматизированных систем управления, выполненных по устаревшим принципам. Одновременное сокращение расходов на ПО свидетельствует о том, что новые ИТ-принципы ещё не разработаны и отрасль только пытается их определить найти новые подходы к оптимизации бизнес-процессов и их автоматизации. В данном случае основная фаза ИТ-модернизации еще не началась, а только подготавливается. Соотношение затрат сухопутного транспорта на различные компоненты ИКТ
Источник: CNews Analytics, 2006 Впрочем, подобная ситуация, скорее всего, не является в настоящее время уникальной для сухопутного транспорта, поскольку задачи перехода на новые стандарты работы поставлены перед отраслью в целом. В настоящее время во всех без исключения видах транспорта структура ИТ-инвестиций должна отражать стадию подготовки к организации ИТ-инфраструктуры на новых принципах. Отсюда общее возрастание расходов на ИТ-аудит и консалтинг. Стратегические задачи одни и те же разница только в специфике решений для нужд конкретного вида транспорта. Для сухопутного транспорта назрел весь комплекс вопросов, связанных с развитием инфраструктуры транспортных коридоров и технологий управления перевозками. Отрасль стоит на пороге внедрения спутниковых систем дорожной навигации как эффективного инструмента слежения за транспортными средствами и контейнерами. Актуализуется необходимость интеграции информационных систем отрасли с единым информационным ресурсом транспортной системы, в том числе - с аналогичными ресурсами зарубежных стран. Планируется комплексная модернизация и обустройство железнодорожных и автомобильных пунктов пропуска через государственную границу РФ, внедрение систем электронного логистического сопровождения таможенного оформления и контроля за товарами и транспортными средствами, создание систем оперативного реагирования уполномоченных организаций при возникновении внештатных вопросов при осуществлении международных перевозок. Возможно, в решении этих задач не последнюю роль сыграют сырьевые компании металлургические и нефтегазовые холдинги, для которых необходимость комплексной автоматизации бизнес-процессов назрела в области интеграции своих ERP с информационными системами контрагентов и прежде всего, транспортников, которым они отгружают продукцию. Владимир Карачаровский / СNews |