|
|
обзор
ИТ на транспорте 2007Обзор подготовлен
Водный транспорт, который включает предприятия морского и внутреннего водного (главным образом, речного) транспорта, по объему ИКТ-затрат является последним среди трёх основных видов транспорта, но при этом отличается самым высоким уровнем информационно-технологической ёмкости своих услуг.
Ожидания прошлого года полностью оправдались — по окончательным данным, в 2005 году ИКТ-затраты водного транспорта составили 395,4 млн руб, в том числе 25,1 млн руб. — внутренних ИТ-затрат (оценки CNA за 2005 год — 380 млн руб. без внутренних ИТ-затрат). По предварительным данным в 2006 году прирост ИКТ-расходов на водном транспорте составил 15,7% (против 12% в прошлом году), перешагнув планку в 450 млн руб., в том числе 215 млн руб. было затрачено на телекоммуникационные услуги и 26 млн руб. составили совокупные расходы внутренних ИТ-служб на водном транспорте.
Динамика ИКТ-затрат предприятий водного транспорта
Источник: CNews Analytics, 2007. По данным Росстата
В целом объем ИКТ-затрат предприятий водного транспорта составляет около 0,16% от общего объема ИКТ-затрат в российской экономике (это примерно в 3,5 раза меньше чем в воздушном транспорте и в 20 раз меньше, чем в сухопутном транспорте). Однако связано это всего лишь с меньшими масштабами отрасли, но отнюдь не с ИТ-активностью предприятий — как раз уровень информатизации водного транспорта самый высокий — на 100 руб. услуг, предоставляемых предприятиями водного транспорта, приходится около 1,15 руб. ИКТ-затрат, тогда как на сухопутном транспорте — только 1 руб., на воздушном итого ниже — около 80 коп.
Более высокий уровень информатизации единицы услуг в водном транспорте позволяет обеспечить, прежде всего, высокий уровень рентабельности услуг морского транспорта — доля прибыли в доходах по этому виду деятельности в морском транспорте составляет 17,8%, тогда как у железнодорожников этот показатель 8,5%, у автотранспортных компаний — 5,2%, в воздушном транспорте — всего 2%. Стоит при этом отметить, что речники находятся в совершенно ином положении — рентабельность речного транспорта всего 0,4%.
Основная отличительная структурная особенность ИКТ-расходов предприятий водного транспорта — резкое доминирование затрат на телекоммуникационные услуги (47%, тогда как в среднем по экономике в целом этот вид расходов редко превышает 25-30%). Это является отражением критичности морского и речного транспорта к системам навигации.
Если, скажем, на сухопутном транспорте (исключая, пожалуй, только железнодорожный) телекоммуникационная инфраструктура в более или менее сложноустроенном виде в принципе может вообще отсутствовать (компании, специализирующиеся на дальних автомобильных грузоперевозках ограничиваются в большинстве своем выдачей шофёру оплаченного мобильного телефона), то для речных и морских грузо- и пассажироперевозок, напротив, их отсутствие является совершенно невозможным — здесь это и единая телекоммуникационная система морских портов, интегрированная цифровая сеть связи водного и воздушного транспорта, береговые информационные системы, станции автоматической идентификации на речных бассейнах и т.д. Все эти технологии основаны на непрерывном обмене информацией с находящимися в рейсах судами и другими, связанными, видами транспорта. Таким образом, завышенные расходы на телекоммуникационные услуги являются отраслевой спецификой водного транспорта.
Структурная динамика расходов на основные виды ИТ в водном транспорте демонстрирует (с 2004 года) постепенное снижение доли затрат на услуги интеграции и консалтинга. Так, в 2004 году расходы по этой статье сократились на 14,5%, в 2005 году падение продолжилось (-18,3%). Рост (+22%) в 2006 году являлся лишь некоторой компенсацией значительно сократившихся за предыдущие два года расходов на эти цели. Если в 2004 году доля затрат на ИТ-услуги (без учета телекоммуникационных услуг) составляла 29%, то теперь это менее 20%.
Подобные процессы, как правило, являются свидетельством того, что в отрасли завершаются основные работы по модернизации ИТ-инфраструктуры и на смену приходит период её аппаратного оснащения. Действительно, в 2005-2006 гг. резко начали расти расходы на АО (+43,2% и +25% соответственно), которые до этого сокращались (например, -62,2% в 2004 году). При этом нельзя не отметить и другой немаловажный факт — в 2005 году при падении расходов на внешние услуги консалтинга и интеграции одновременно резко выросло финансирование внутренних ИТ-служб (+142,2%) и этот новый уровень внутренних ИТ-бюджетов в 2006 году сохранился. При всём этом по объему расходы на внешние ИТ-услуги и на внутренние ИТ-отделы сопоставимы (37,8 млн руб. и 25,1 млн руб. — в 2005 году, 46,1 млн руб. и 26,3 млн.руб. — в 2006 году), что позволяет утверждать, что значительная часть работ в области совершенствования ИТ-инфраструктуры перешла к внутренним ИТ-службам водных транспортных компаний.
Объем ИКТ-затрат предприятий водного транспорта, 2003-2006
Источник: CNews Analytics, 2007
Таким образом, процессы информатизации активно идут и на водном транспорте, при этом, скорее всего, один из основных (первых) этапов крупных преобразований телекоммуникационной и ИТ-инфраструктуры уже завершается. Это, кстати, согласуется и с тенденциями бюджетной политики — сворачиванием в 2007 году выделенного финансирования водного транспорта в рамках ФЦП «ГЛОНАСС» и наращиванием финансирования по подпрограммам «Морской транспорт» и «Внутренние водные пути» ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)». Две последние предусматривают в основном именно капитальные вложения.
В число определенных успехов информатизации на водном транспорте можно записать разработку региональной системы безопасности мореплавания в восточной части Финского залива на основе спутниковой навигации и радиолокации (с учетом всех рекомендаций соответствующих международных организаций), создание межгосударственной системы мониторинга морских судов в Балтийском море с использованием автоматической идентификационной системы, введенной в штатную эксплуатацию в 2005-м году и т.д. С учетом полученного опыта продолжается международное сотрудничество с сопредельными государствами по построению единых информационных систем такого рода.
Наряду с этим, остается актуальной модернизация и развитие информационных систем обеспечения работы международных водных транспортных коридоров на территории РФ (Севморпуть, два коридора, связывающих Северо-Восток КНР через российские морские порты Приморского края с портами стран Азиатско-Тихоокеанского региона), функционирование каждого из которых предполагает соединение и взаимодействие всех видов транспорта, что делает необходимым создание единого информационного ресурса транспорта, интегрированного с аналогичными ресурсами иностранных государств.
Владимир Карачаровский / CNews Analytics