Биллинг VoIP для России

 
Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics IT Expert

Виктор Истратов: Крупные операторы обратили внимание на VoIP благодаря энтузиазму небольших операторов связи

Виктор ИстратовО современной ситуации на VoIP-рынке России, проблемах этого рынка и перспективах, а также об этапах развития в интервью CNews.ru рассказал Виктор Истратов, генеральный директор компании «АйПи-Тел».

CNews.ru: Как вы оцениваете общую ситуацию на российском рынке предоплаченных VoIP-карт? Какие события последних месяцев вы считаете наиболее важными, которые оказывают влияние на это направление бизнеса в вашей компании?

Виктор Истратов: Рынок растет, хотя и медленнее, чем в прошлом году. Наблюдается значительное снижение тарифов теми операторами, которые пытаются отвоевать долю рынка.

CNews.ru: Насколько сильно изменилась ситуация в этом году по сравнению с прошлым годом? Обострилась ли конкуренция между операторами IP-телефонии в крупных городах?

Виктор Истратов: В этом году произошло усиление рекламной активности операторов. Наблюдается жесткая тарифная конкуренция. Появилось несколько карт под брендом компаний, не являющихся операторами, например, под брендом сетей салонов связи. Однако, такие карты служат лишь для усиления имиджа бренда и для их продвижения не выделяется больших бюджетов под рекламные кампании.

Для того чтобы карта была популярной и, значит, хорошо продаваемой, её эмитенту необходимо вести беспрерывную рекламную кампанию, проводить промо-акции, проявлять изобретательность в привлечении клиентов. Всё это требует значительных средств. Компания «АйПи-Тел», например, за последние 12 месяцев только на продвижение карты PROPUSK потратила более одного миллиона долларов.

Кроме того, операторы проявляют изобретательность для придания своей телефонной карте индивидуальности.

CNews.ru: Можете ли прокомментировать текущую ситуацию с государственным регулированием сегмента IP-телефонии? Ожидают ли участники рынка, в том числе и вы, каких-то шагов со стороны государства, которое не раз заявляло о необходимости ужесточения регулирования этого сектора телекоммуникаций?

Виктор Истратов: Ввиду того, что IP-телефония стремительно вторглась на территорию традиционной телефонии и отобрала у операторов этого сектора значительный кусок трафика, последних не может не волновать такая ситуация. Например, компания «АйПи-Тел», организовав летом канал связи в одно из государств СНГ, только на время отладки канала смогла за 3 месяца собрать трафик в 6 млн. минут.

Крупные операторы — исторически сложившиеся монополисты — пытаются, лоббируя свои интересы в государственных органах, ввести регулирование тарифов и усилить влияние на развитие альтернативной технологии дальней связи усилением лицензирования в этой сфере.

Мы слышим объяснения, что это необходимо для возврата инвестиций и получения необходимой для покрытия текущих потребностей прибыльности. На самом деле, это, как минимум, лукавство, как максимум — желание избежать рыночных отношений с бурно развивающимися, активными и преуспевающими альтернативными операторами.

Если государственные органы пойдут на поводу у монополистов, то это может сократить выход новых игроков на рынок IP-телефонии, однако вряд ли окажет серьёзное влияние на работу уже сложившихся альтернативных операторов. Ведь большинство из этих компаний пришли на рынок VoIP-услуг с серьёзными намерениями и за ними стоят сильные инвесторы с большими инвестиционными возможностями. У таких компаний также есть возможности существенно влиять на решения, формируемые правительственными органами, например, через ассоциацию независимых операторов.

CNews.ru: Некоторые из крупных игроков на московском рынке считают, что рынок предоплаченных VoIP-услуг слишком сильно либерализирован, что привело к появлению большого количества непрофессиональных поставщиков телефонных услуг. Поставляя некачественные услуги через публичный интернет, они дискредитируют саму идею IP-телефонии. Согласны ли вы с такими мнениями, а также с тем, что нужно принять меры для ограничения «большой волны» участников?

Виктор Истратов: Не согласны. Только благодаря альтернативным операторам услуга IP-телефонии появилась в России. Небольшие компании более подвижны в освоении новых технологий. Только появление множества таких операторов заставило российских телекоммуникационных монстров обратить своё внимание на новую технологию.

Если искусственно ограничить число участников, то это приведёт к застою в освоении и развитии технологий передачи голоса и к росту стоимости услуг для конечного пользователя. Пример — Украина. Несколько лет назад, чтобы стать оператором IP-телефонии в этой стране, нужно было заплатить за лицензию сумму, которая была непосильна малым предприятиям. Результат — гибель уже имевшихся малых компаний-операторов и рост стоимости услуги IP-телефонии. Стоимость VoIP-услуги на Украине в 2 раза выше, чем в России.

IP-телефония на заре своего зарождения позиционировалась как услуга без гарантии качества. Однако, в те времена клиентов больше всего привлекала возможность сократить свои расходы на междугородную связь в 4–6 раз. Получая такую многократную экономию, пользователи услугой VoIP мирились с посредственным качеством передачи голоса. Жёсткая конкуренция заставила операторов идти по пути повышения качества услуги. И сейчас качество услуги может быть таким же, как в традиционной телефонии, а возможностей и потенциала для развития у технологии гораздо больше.

Крупные игроки говорят о том, что «слишком либерализированная услуга VoIP привела к появлению большого количества непрофессиональных игроков, которые, поставляя её через интернет, дискредитируют идею IP-телефонии». При этом они умышленно забывают, что не они первые начали осваивать новую технологию передачи голоса поверх IP.

В 2000 году, когда появилась наша компания, мы подбирали техническую площадку для размещения оборудования IP-телефонии. Ни у кого из крупных операторов такого типа оборудования тогда ещё не было. Никто не видел в новой технологии будущего конкурента для традиционной телефонии.

Одна из первых наших площадок была в «Совинтеле». «Посмотрим, что это за технология», — говорили их сотрудники. В «Совинтеле» очень грамотные специалисты, и через какое-то время нам «почему-то» стало экономически не выгодно держать своё оборудование на этой площадке и мы с неё ушли. А в «Совинтеле» ещё через какой-то промежуток времени появилась своя платформа для предоставления услуг IP-телефонии по картам.

Так что крупные операторы обратили внимание на новую услугу только благодаря энтузиазму небольших операторов связи. А некоторые пополнили свои отделы необходимыми специалистами, просто поглощая небольших операторов.

CNews.ru: На московском «карточном» рынке потребителю подчас очень сложно разобраться, какую все-таки карточку выбрать — так их стало много. В чем, например, преимущества использования карты PROPUSK, которую эмитирует ваша компания? Что отличает ее от карточек ваших конкурентов?

Виктор Истратов: Карта PROPUSK появилась взамен карты «ПЛАНЕТА IP-TEL» в декабре 2003 года. Это универсальная карта, дающая возможность получить услугу IP-телефонии и доступа в интернет. При этом первое подключение к интернету происходит без предварительной регистрации карты, как это требуется для карт конкурентов. По предъявлению карты PROPUSK можно получить скидки в ресторанах, магазинах, развлекательных клубах.

PROPUSK очень доступен для покупателя и его можно приобрести в более чем 5000 точках продаж Москвы. В тех сетях супермаркетов, где есть в продаже телефонные карты, только PROPUSK находится в свободном доступе и открыто, без задержек, продается в прикассовых зонах магазинов.

Это стало возможным благодаря разработанному и запатентованному компанией «АйПи-Тел» способу продаж предоплаченных карт в супермаркетах, позволяющему размещать карту в открытой зоне без опасения получить убытки при её хищении. Карта PROPUSK продаётся по схеме: «Пришёл, увидел и купил». Тогда как при продаже карт конкурентов между «увидел» и «купил» есть ещё — «спросил, подождал».

То есть карты конкурентов не находятся непосредственно возле кассы. Их должны по просьбе кассира приносить со склада магазина. А покупатель не всегда готов ждать. Да и очередь за ним…

Мы первыми ещё 3 года назад сделали возможным купить карту (пин-код) и пополнить её баланс на нашем интернет-сайте с помощью кредитных карт. Причем с получением 15-процентного бонуса.

Владельцам карты PROPUSK, кроме услуг связи, предоставляется бесплатная услуга получения факсов на e-mail, которую пользователь может настроить самостоятельно на веб-странице. Мы не собираемся останавливаться на достигнутом, и в данный момент разрабатываем еще одну уникальную дополнительную возможность для пользователей карты PROPUSK. Но о ней наши клиенты должны узнать раньше, чем наши конкуренты.

CNews.ru: Можете ли вы оценить ту сумму, которую ежемесячно тратят москвичи и гости столицы на карточки IP-телефонии? Есть ли место на рынке для новых игроков, или он уже поделен между крупными участниками?

Виктор Истратов: Статистика по карте PROPUSK показывает, что в месяц с карты списывается в среднем $3 за услугу IP-телефонии. Рынок телефонных карт растёт, а, значит, есть и возможности для вхождения на него новых операторов. Но сейчас это стоит гораздо больших денег, чем было 3–4 года назад. Объясняется это возросшей конкуренцией и, как следствие, ростом затрат на маркетинг.

Компания «АйПи-Тел» со своим четырёхлетним опытом в технологии VoIP, со своим знанием рынка предоплаченных телефонных карт и большими инвестиционными возможностями, которые появились в последние 1,5 года, сейчас занимает примерно 5% рынка и займёт ещё больше.

CNews.ru: Многие альтернативные операторы все чаще обращают свои взоры на корпоративный сектор. Ваша компания, похоже, тоже не исключение. Чем же вы стараетесь завлечь привередливого корпоративного клиента в плане услуг IP-телефонии?

Виктор Истратов: Да, корпоративный сектор очень интересен для нас. Здесь есть возможность получить более лояльного к оператору клиента, более высокую доходность. Стоимость услуги для клиента корпоративного сектора уже не стоит на первом месте. Главное требование — предоставлять качественную услугу связи.

Предприятиям малого и среднего бизнеса предлагаемые нами решения на основе технологии IP-телефонии становятся интересными в силу того, что внедряемые системы легко масштабируемы и не требуют больших начальных инвестиций.

Возможности IP-технологии огромны. Самое сложное — убедить потенциального клиента провести первую встречу для того, чтобы он выслушал наше предложение. Если встреча состоялась, то убедить его в преимуществах предлагаемых решений IP-технологии не сложно. Они очень явные и становятся понятными с первых минут встреч.

Для привлечения «привередливого» корпоративного клиента мы предлагаем пакет услуг, включающий в себя строительство мультисервисных сетей для передачи голоса и данных, организацию VPN для предприятий с географически удалёнными филиалами, подключение к call-центру с интеллектуальной системой распознавания речи, интеграция с CRM, предоставление услуги видеотелефонии, многое другое.

Качество услуги в технологии VoIP может быть даже лучше, чем в традиционной телефонии, при условии, что для передачи голосового трафика используются выделенные каналы связи и оборудование, поддерживающее возможность приоритетно пропускать голосовые IP-пакеты и управлять другими параметрами сети, влияющими на качество сервиса (QoS — Quality of Service). А самое главное — для обеспечения высокого качества услуг проектировать системы должны грамотные специалисты, которые в компании «АйПи-Тел» есть.

CNews.ru: Какие изменения, на ваш взгляд, могут произойти на рынке предоплаченных VoIP-карт в ближайшее время?

Виктор Истратов: На наш взгляд, должна сохраниться тенденция роста рынка и снижения операционной маржи. Скорее всего, выход новых игроков резко уменьшится, а часть существующих будет стараться заняться свою нишу за счет сегментации рынка.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS