VoIP-операторы «охотятся» за корпоративными клиентами
Корпоративный сектор привлекает все больше и больше внимания «карточных» операторов. Многие из них выводят на рынок специальные проекты, призванные «поднять» новый пласт клиентов из числа бизнес-пользователей.
На рынке существует уже достаточное количество примеров этой тенденции. Так, «Зебра Телеком» продвигает услугу «Корпоративный пин-код», которая предоставляет сотрудникам предприятий цифровой канал связи с корпоративным номером дозвона. При этом имеется возможность «запрограммировать» пин-код с тем, чтобы не вводить его вручную, либо производить авторизацию пользователя с помощью автоматического определителя номера клиента.
Происходит дальнейшая интеллектуализация телефонных услуг VoIP и вывод на рынок новых сервисов. Необходимость вводить длинный пин-код один из недостатков «карточных» IP-сервисов постепенно уходит в прошлое. Например, в рамках нового проекта компании Tario Communications у абонентов появилась возможность звонить в другой город или страну без набора пин-кода и номера абонента одним нажатием клавиши телефона1.
Кроме того, владельцам карт Tario предоставлены такие сервисы, как персональная настройка тарифов и маршрутизации по показателям цена/качество/факс, заказ соединения двух абонентов в любых точках мира, звонок на другие абонентские устройства по SIP-номерам, регистрация дополнительных пин-кодов для родственников, друзей, сотрудников и другие.
«Зебра Телеком», помимо стандартного набора услуг по своим карточкам, предлагает такие сервисы, как международный и внутрироссийский роуминг IP-телефонии, предоставление доступа к информационному, развлекательному и интерактивному контенту, голосовая почта, конференц-связь и финансовые сервисы.
Общий тренд, который наблюдается в течение последних лет, дальнейшее снижение тарифов на услуги дальней связи по технологии VoIP. Так, летом этого года московский оператор сети IP-телефонии TARIO.net, компания «Тарио Трейдинг» объявляла о снижении тарифов на услуги междугородной и международной связи для абонентов тарифного плана «Единый».
Стоимость минуты разговора была уменьшена по всем направлениям: в рабочие дни на звонки в российские города произошло снижение тарифов до 50%, в СНГ до 45%, в Европу до 32%, в страны Америки, в том числе в США и Канаду, до 30%, в города Австралии до 32%.
Впрочем, тарифная политика альтернативных операторов во многом определяется действиями национальных операторов розничные цены «карточных» операторов напрямую зависят от тарифов на оптовый трафик. Например, в связи с увеличением тарифов национальными операторами связи компании «Матрикс Телеком» пришлось весной этого года повысить стоимость звонков в Белоруссию и Грузию.
Однако звонки могут быть и вовсе бесплатными (точнее, условно бесплатными). Для этого, например, пользователю новых карточек Tario необходимо иметь доступ к широкополосному интернету и приобрести абонентское VoIP-оборудование с поддержкой протокола SIP или установить специальное программное обеспечение c поддержкой SIP на компьютер.
После регистрации абонентских VoIP-терминалов (например, стационарных IP-телефонов Cisco 7960 или беспроводных Wi-Fi IP-телефонов ZyXEL 2000) под внутрисетевым телефонным номером SIP ID все звонки между пользователями таких зарегистрированных устройств будут бесплатными, независимо от места их подключения к интернету.
При этом SIP-номер можно переадресовать на любой другой телефонный номер. Очевидно, что рост таких абонентов в России будет сдерживаться, прежде всего, отсутствием массовых широкополосных подключений к интернету.
В любом случае, участники «карточного» рынка признают, что потребитель вполне созрел для того, чтобы платить за качество телефонных VoIP-услуг, а не гнаться за самыми дешевыми тарифами. Так, Эдуард Солопов, отметил, что потребители начинают склоняться в сторону качества связи и готовы платить за него тенденция, которая проявилась еще в прошлом году, но сейчас стала очевидной. Кроме того, по его мнению, снижается популярность карт «одного направления», а узнаваемость бренда напрямую зависит от объема рекламы и количества точек продаж.
Итак, основные перспективы развития рынка «карточных» услуг в России связаны со следующими тенденциями:
- повышение интереса операторов к корпоративному сектору;
- интеллектуализация «карточных» услуг и развитие новых сервисов;
- дальнейшее снижение тарифов по основным направлениям;
- готовность потребителей платить за качество услуг;
- появление в России зарубежных аналогов «бесплатных» служб (Vonage, Skype и др.), базирующихся на протоколе SIP.
Как уже отмечалось, траектория развития рынка предоплаченных VoIP-услуг будет во многом зависеть от действий регулятора. В случае умеренного ужесточения политики по отношению к альтернативным операторам следует ожидать уменьшения игроков на рынке «на плаву» останутся только самые сильные и успешные компании.
Вместе с тем, в случае слишком сильного прессинга со стороны регулирующих структур возможны различные сценарии вплоть до восстановления монополии «Ростелекома». Ну, и, наконец, карточки и вовсе могут исчезнуть с рынка кто мешает тому же «Ростелекому» повсеместно в России ввести альтернативный «восьмерке» телефон доступа к услугам VoIP с оплатой вместе со счетами за местную телефонную связь?
Российский рынок IP-телефонии: объем голосового трафика, млрд. мин.*
*) 2004 г. прогноз
Источник: CNews Analytics
Пока же прогнозы довольно оптимистичны. Если опираться на данные «карточных» операторов, объем рынка IP-телефонии к концу 2004 года возрастет примерно на 4042% по сравнению с прошлым годом.
Российский рынок IP-телефонии, $ млн.*
*) 2004 г. прогноз
Источник: CNews Analytics
Ряд экспертов считает, что в денежном выражении этот рынок вполне может перешагнуть планку в $150 млн. При этом объем голосового трафика, соответственно, увеличится примерно на 4755% и до конца года составит около 3,33,5 млрд. минут. Такие прогнозы основаны на сравнении динамики и результатов развития рынка IP-телефонии в 2002 и 2003 годах и тенденциях этого года, которые, в целом, остались примерно такими же, как и ранее. Ну а популярности IP-телефонии не занимать уже сам факт, что трафик на протяжении последних трех лет увеличивается ежегодно на 4060%, говорит сам за себя.
1 Для этого требуется предварительно заполнить телефонную книжку, в которой каждому номеру абонента соответствует определенный номер телефона доступа, а также внести в АОН системы номера телефонов, с которых планируется совершать звонки.
Виталий Солонин / CNews Analytics
|