Максим Галимов:
Консьюмеризация
слабо реализуется поставщиками ЕСМ
О тенденциях на рынке электронного документооборота и особенностях концепции Extra ECM в интервью CNews рассказал Максим Галимов, директор по перспективным исследованиям компании Directum.
CNews: Как бы вы охарактеризовали ключевые тенденции на рынке СЭД/ЕСМ в России сегодня? В частности, насколько здесь заметен тренд мобильности?
Максим
Галимов: Если
говорить об ECM как о
наборе очень разнообразных средств управления контентом (определение, которое в
последнее время становится все более популярным), то мобильность, безусловно,
один из главных трендов. Причем не с позиции «мобильного АРМ руководителя», а с
позиции работы с информацией рядовых пользователей.
Вообще, очень большой объем взаимодействия между
сотрудниками внутри компании и между сотрудниками разных организаций стал
осуществляться на уровне потребительских решений и сервисов (таких как Dropbox, Google Docs или
Megaplan), для которых
мобильные приложения являются если не основным, то очень важным способом
доступа.
Однако определяющей тенденцией является не массовое
использование мобильных устройств и мобильных приложений. Главный тренд – это
изменение привычек и ожиданий пользователей. Использование потребительских
приложений создает новый опыт, и пользователи ожидают, что и корпоративные
приложения позволят им так же легко смотреть новости, получать сообщения,
общаться с коллегами, комментировать контент – разумеется, в деловых целях.
Консьюмеризация, то есть перенос функциональных и
интерфейсных возможностей социальных сетей, мобильных приложений и другого
потребительского ПО в корпоративные системы, пока слабо реализуется
поставщиками ECM-систем.
И ECM-системы, на мой
взгляд, рискуют стать классом «учетных» систем управления документами
(поддержка делопроизводства) или систем управления транзакционным контентом
(например, управление архивом коммерческих документов или работа с договорами).
Чтобы этого не случилось, ECM-системы
в двух-трехлетней перспективе должны бороться не столько за клиентов, сколько
за пользователей, при этом не столько расширяя функционал в сфере управления
документами, процессами, сколько помогая пользователям решать их проблемы. И я
думаю, что для производителей ECM-систем
эта ситуация является большим вызовом.
CNews: Каким вы видите дальнейшее развитие вашей концепции Extra
ECM?
Максим
Галимов: Концепция Extra ECM не является какой-то революцией в нашем представлении о роли ECM-систем в организациях. Мы
готовили ее, обобщая опыт наших предыдущих инициатив, связанных с более удобной
работой с неструктурированной информацией и развитием поддержки бизнес-задач.
Концепция Extra ECM направлена на реализацию разнообразных сценариев работы с документами
и процессами, сценариев взаимодействия сотрудников внутри и вне организации. «Extra» означает и новые,
неклассические возможности взаимодействия, и выход за пределы организации, и
новые способы доступа к информации, и решение новых прикладных деловых задач.
Главное из того, что в Extra ECM выделилось более явно, – это блок Extra User. Сейчас этому
направлению мы посвящаем, пожалуй, большую часть наших усилий и с точки зрения
разработки, и с точки зрения перспективных исследований. В рамках Extra User мы
решаем задачи по большему вовлечению пользователей в работу с ECM-системой. Как я уже сказал, ECM-системы должны бороться
за пользователей. Это значит, ECM-системы
должны предоставлять им не только удобный и понятный интерфейс, разнообразные и
качественные клиентские приложения, в том числе мобильные, но и давать
возможность решать индивидуальные задачи, реализовывать разнообразные сценарии
доставки информации, взаимодействия и общения сотрудников.
Большая роль здесь уделяется и включению менее формальных
видов взаимодействия в традиционные способы решения задач, как это происходит,
например, в кейс-менеджменте. Упор сделан и на возможности лучшего поиска
информации, легкую навигацию, социальное взаимодействие, «круги» пользователей.
Безусловно, нет задачи сделать из ECM-системы внутреннюю социальную сеть, но использовать ставшие
привычными инструменты порталов и социальных сетей, я считаю, необходимо.
CNews: Каковы ваши прогнозы относительно
ключевых тенденций и драйверов рынка ИТ в 2013 г.?
Максим
Галимов: Думаю, что консьюмеризация, в том числе мобильный
доступ и BYOD, будет
оказывать большое влияние на развитие ECM в ближайшие годы. Однако я бы перечислил некоторые конкретные
аспекты, на которые будут обращать внимание потребители и которые невозможно
игнорировать ECM-поставщикам
в 2013–2014 гг.
Во-первых, конечно, это облачные технологии. Я думаю, что
перспективы облачных решений в контексте ECM сформировались довольно четко: это конкретные и максимально
готовые бизнес-решения уровня департаментов или отдельных процессов с
потенциалом расширения до классических развертываний ECM-систем внутри организации. На рынке
должны появиться подобные приложения, и у них обязательно будет свой
потребитель.
Во-вторых, интеграция разнородных ECM-систем. В крупных корпорациях
неизбежно возникает парк разных ECM-систем,
унаследованных или решающих узкие задачи. Необходимость поддержки ими
общеупотребимых протоколов типа CMIS
или, как вариант, обеспечение доступа единых поисковых сервисов к их данным
является важной практической задачей, которую нужно решить ECM-разработчикам.
В-третьих, инструменты развития, адаптации и
масштабируемости систем. Не все поставщики ECM-систем сейчас предоставляют действительно гибкие возможности
для создания внутри организации развиваемой ECM-инфраструктуры, которая могла бы обеспечить покрытие будущих
потребностей компании. Я считаю, тем не менее, что для масштабных инсталляций
необходим инструментарий разработки и развития системы, позволяющий создавать
новые бизнес-решения, легко создавать или интегрировать мобильные приложения,
формировать качественную основу для поддержки управления разнообразной
информацией и процессами в организации.
В-четвертых, отмечу необходимость развития возможностей по
интеграции с сервисами межкорпоративного обмена электронными документами. В
России эта тема набирает популярность взрывными темпами, и игнорировать ее
никак нельзя.