[an error occurred while processing this directive]  
Обзор подготовлен   CNewsAnalytics

Российский рынок ERP голодает

Процесс информатизации определяется многими факторами, в том числе и «человеческим». В рамках исследования CNews Analytics анализировалась обеспеченность рынка квалифицированными специалистами, способными быстро и качественно выполнить заказ предприятия по внедрению ИС. В ходе опроса практически все производители ERP указали на кадровый голод российского рынка.

Когда затрагивается тема информатизации, центральными вопросами обычно становятся уровень и структура спроса на ИС, мотивы, которыми руководствуются заказчики и факторы, стимулирующие или ограничивающие спрос на ИТ. При этом оказывается оттесненной на второй план другая, не менее важная проблема - обладают ли производители ИС и интеграторы достаточными ресурсами для того, чтобы удовлетворять возрастающий или хотя бы текущий объем спроса на их продукты и услуги. И в данной точке возникает вопрос о «человеческом факторе» информатизации российского рынка — обеспеченности различных его сегментов квалифицированными специалистами, способными быстро и качественно выполнить заказ предприятия по внедрению ИС.

В рамках исследования CNews Analytics ведущим отечественным и западным производителям систем ERP-класса, работающим на российском рынке, были заданы три вопроса:

  • о количестве сертифицированных по их продукту специалистов;
  • о достаточности этого количества специалистов для удовлетворения текущего уровня заказов и о потребности в наращивании корпуса таких специалистов;
  • о том, сколько на российском рынке действует не сертифицированных специалистов, обладающих достаточной квалификацией для внедрения ERP.

Проведенный CNA анализ позволяет утверждать, что на российском рынке сегодня работают около 10 тыс. специалистов, которые имеют сертификаты западных и отечественных производителей ERP на внедрение их программных продуктов. Много это или мало?

Количество специалистов, сертифицируемых компаниями-производителями ИС, определяется двумя факторами — количеством заказов на их систему и уровнем сложности единичного проекта по внедрению.

Условно, стратегии, которых придерживаются компании-производители ИС на российском рынке можно подразделить на три класса:

  • ориентация на максимальное число относительно недорогих проектов (внедрение систем на 10–20 рабочих мест стоимостью от $10–15 тыс. для предприятий с годовым оборотом от $5–10 млн.);
  • ориентация на ограниченное число более дорогих проектов для предприятий того же класса (внедрение систем на 50–60 рабочих мест стоимостью от $60–70 тыс.);
  • ориентация на ограниченное число масштабных дорогостоящих проектов (внедрение ERP стоимостью до нескольких десятков миллионов долларов на промышленных гигантах с оборотами в несколько сотен млн. долл.).

Первой стратегии придерживаются главным образом отечественные компании, второй — как отечественные, так и западные и, наконец, третьей — пока только западные.

Отечественные производители ИС имеют не такую богатую статистику внедрений своих систем на крупных производствах, зато прочно держат сегмент рынка относительно недорогих и средней стоимости заказов, которых по количеству значительно больше. У компаний, работающих в рамках первой стратегии, количество новых заказчиков за год может достигать нескольких сотен, параллельно приходится вести до тысячи продолжающихся проектов. Чтобы одновременно осуществлять такое количество проектов, компания нуждаются в многотысячном корпусе специалистов.

Если компания работает в рамках второй стратегии, то проекты становятся значительно дороже, но их количество резко сокращается. Типичная ситуация с заказами для таких компаний — это до сотни идущих параллельно проектов и до десятка новых заказчиков за год. Кроме всего прочего, взаимодействие с заказчиком может строиться в таком формате, когда в ходе реализации проекта производится обучение «рабочей группы», в состав которой включаются и сотрудники предприятия-заказчика. Это позволит предприятию в последующем самостоятельно осуществлять техническую поддержку и развитие информационной системы, сведя работу компании-внедренца к контролю и консультациям. Такое построение сотрудничества уже позволяет компании, внедряющей свою ИС, концентрировать усилия и обходиться штатом специалистов в несколько сотен человек.

Наконец, третья стратегия целиком является прерогативой производителей дорогих западных систем ERP-класса. Их стоимость на несколько порядков выше, и заказов на них в России гораздо меньше. Зато такие проекты гораздо масштабнее, что позволяет в высокой степени концентрировать компетенцию и человеческий капитал на единичных проектах. Это оправдывает относительно небольшое количество выдаваемых сертификатов. Так, компания «Baan Евразия» имеет только около 40 сертифицированных специалистов, но при этом ее заказчиками являются практически все основные предприятия-экспортеры отечественного ВПК. Компания «Oracle» за все годы работы на российском рынке осуществила 75 внедрений своей системы и сертифицировала всего порядка 500 специалистов, но при этом в числе ее заказчиков такие гиганты как «ММК», «Связьинвест», «АвтоВАЗ».

Практически все представленные на российском рынке западные и отечественные производители ERP указывают на нехватку сертифицированных специалистов, с учетом возрастающего от года к году спроса на их продукты. Более того, многие эксперты рассматривают эту нехватку как фактор, серьезно сдерживающий развитие рынка ERP. Следуя возрастающим требованиям рынка, представительства западных компаний стремятся самостоятельно наращивать количество сертифицированных специалистов в России. Так, у Microsoft на текущий момент действует здесь около 17 авторизированных учебных центров. На необходимость наращивать масштабы подготовки специалистов по внедрению информационных систем с учетом расширяющегося рынка указывают и эксперты SAP. Компания не исключает и возможность привлечения при необходимости консультантов из центра разработки продуктов и с других рынков.

Индивидуальные потребности компаний в увеличении корпуса специалистов по своему продукту сильно разнятся — от 100–200 чел. до 1–1,5 тыс. Это также зависит от стратегии, которой компании придерживаются, и которая определяет ежегодный прирост заказчиков. В целом, рост числа сертифицированных консультантов должен соответствовать прогнозу роста спроса на ERP-системы, т.е. 25–30% ежегодно.

В этой связи не менее интересным становится вопрос о том, сколько в России на сегодняшний день несертифицированных специалистов, которые также способны к качественному внедрению поставляемых на рынок ERP-систем. По оценкам CNA, таких специалистов также не много, однако их число все же превышает количество сертификатов, которые выдают компании. По каждому продукту число несертифицированных специалистов составляет от нескольких сотен до тысячи и, видимо, их наличие вообще является «следом», который оставляет на предприятиях деятельность внедренцев. Это те, кто научился работать с ИС в ходе реализации одного или нескольких внедренческих проектов на своем предприятии. Так формируется второй канал, через который рынок ERP обогащается более или менее компетентными специалистами, минуя авторизированные центры подготовки.

Владимир Карачаровский, Сергей Агабеков / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS