Статья

Кадровый голод привел к войне за ИТ-специалистов

Работа

Кадровый ИТ-рынок остается одним из немногих, кого ни коим образом не затронуло понятие «безработица». Напротив, как российские, так и зарубежные ИТ-компании ведут постоянную борьбу за квалифицированных специалистов. Как выиграть в этой борьбе?

Для того, чтобы хорошие ИТ-специалисты оставались в компании, необходимо давать им возможность повышать свою квалификацию и участвовать во все более крупных проектах. Для ИТ-специалистов очень важно  почувствовать, что они освоили что-то новое и стали разработчиками свежих решений. Ничто не стимулирует их так хорошо, как ясно очерченные карьерные перспективы.

Кроме того, при общении с членами своей команды руководителю следует давать им обратную связь: комментировать результаты проделанной работы, советоваться с их мнением; обсуждать возможности карьерного роста и обучения, спрашивать и выслушивать. «Главным оружием является атмосфера и возможности профессионального  роста, - уверена Юлия Фидельгольц, директор по персоналу «ТерраЛинк». - Еще никто не ушел от нас на том же уровне, что и пришел, и никогда не было случая, чтобы я лично не попыталась помочь любому сотруднику в его проблеме, и не важно, с чем она была связана: с неудобным стулом или сложностями в коммуникации.  Мне кажется, что персонифицированным подходом можно добиться успеха».

Если в коллективе зарождается недовольство, то вместо того, чтобы ждать эмоционального взрыва, лучше обсудить причины и попробовать найти совместное решение. Такое общение с подчиненными может проходить во внерабочей и неформальной обстановке, за кофе или едой. «Часто мотивация сотрудника уйти из компании связана не с самой компанией, а с каким-то локальным дискомфортом на его рабочем месте. Мы стараемся поддерживать с сотрудниками доверительные отношения, постоянно общаемся с руководителями. Другими словами, прикладываем максимальные усилия для того, чтобы управлять процессом взаимоотношений между начальником и подчиненным», - рассказывает Елена Семенова.

Хорошие руководители всегда отдают должное своим подчиненным. Сотрудники должны знать, кто является гордостью компании. Нет ничего хуже начальника, который приписывает все заслуги себе.

Иногда бывает так, судьба сотрудника зависит исключительно от высшего руководства. Только генеральный директор может, например, обсудить увольнение с ценным сотрудником и создать специально для него новую должность, которая будет удовлетворять его карьерным запросам - и убедить тем самым его остаться. «Бывают ситуации, когда сотрудник на своей позиции достиг «потолка» и выполнение прежних функций не способствует его дальнейшему развитию. В таких ситуациях и отдел персонала, и руководство пытаются оставить сотрудника в компании, предложив ему новую работу, вплоть до перехода в другое подразделение или смену направления деятельности», - приводит пример Елена Семенова.

Материальное или профессиональное?

Большинство из опрошенных CNews директоров по персоналу российских ИТ-компаний уверены в том, что на таком специфическом рынке, как ИТ, проблема привлечения и удержания ценных сотрудников не может быть решена только материальным путем. «Если бы все решалось только деньгами и их размером, мир был бы сильно более плоским, чем он есть:  люди хотят быть ценными и чувствовать себя важными, они хотят  нормально общаться на работе с адекватными и умными коллегами и получать за свою работу достаточные деньги для достойной жизни», - уверена Юлия Фидельгольц.

ИТ-специалисту, как представителю самой современной творческой профессии, необходимо получать удовольствие от того, чем они занимается и как он это делает. «Создайте сотрудникам хороший климат, обеспечьте соответствующую «подкормку» в виде задач и условий труда и предоставьте возможности роста и развития. Вот тогда они вас удивят», - говорит Виктория Константинова.

И если компании удастся найти индивидуальный подход к потребностям свои сотрудников, обеспечить им достойные условия труда, возможность профессионального роста и признание коллектива, то вместе с ними она сможет достичь невиданных высот в своем развитии. «Для нас актуальна проблема сманивания наших людей на очень большие зарплаты в компании-вендоры и в крупные интеграторы: бить эту карту не всегда просто.  Однако серьезный процент сотрудников остается с нами даже на меньшие деньги», - говорит Юлия Фидельгольц.

Анна Рудычева