|
|
Е-правительство и лучший ИКТ-регион
Реализация электронного правительства является важнейшей задачей для будущего России. Основные преимущества от его внедрения состоят в том, что страна получает шанс взаимодействовать на равных с передовыми «информационными» державами и войти в мировое информационное сообщество в качестве равноправного партнера. Переход на электронное государственное управление должен быть сделан в сжатые сроки, поскольку является неотъемлемым элементом и, одновременно, двигателем комплексной модернизации страны.
Содержание:
«Лучший регион в сфере ИКТ»: 3 место
Диагностика профессиональной педагогической деятельности учителя играет важную роль в совершенствовании преподавания и повышении квалификации учителей. В рамках конкурса «Лучший регион в сфере ИКТ» Республика Карелия представила проект под названием «Интернет-диагностика профессиональной компетентности учителя» (ИДКУ). Он призван помочь учителям в построении своего индивидуального плана профессионального развития на основе результатов самодиагностики. ИДКУ — это технологическая реализация для формирования основ управления профессиональным развитием учителя. Система определяет уровень профессиональной компетентности учителя, основываясь на показателях разных весов и категорий. Существует две стороны оценки преподавателя — мотивационная и операционная. Далее выделяются виды компетентностей — специальный, социальный, личностный, индивидуальный. Каждый вид, в свою очередь, разбит на блоки — показатели отдельных профессионально-значимых и психологических качеств. Блок — элементарная единица системы, обеспеченная методиками диагностики, определяющими уровень обладания тем или иным качеством. Результаты диагностики носят конфиденциальный характер и могут быть открыты только на добровольной основе.
Компьютерная оболочка системы является частью проекта «Создание информационно-аналитического обеспечения эффективного управления образованием», осуществленного Министерством образования и по делам молодежи Республики Карелия совместно с Национальным управлением образования Финляндии. На территории Росси проект осуществлен Карельским фондом развития образования (КФРО; доля регионального бюджета в финансировании программы — 10%). Участники — 8 муниципальных команд республики: г. Петрозаводска, г. Костомукша, г. Сортавала, Лахденпохского, Питкярантского, Олонецкого, Суоярвского и Пряжинского районов.
Система, внедренная в Республики Карелия, позволяет решать следующие задачи:
- Формирование индивидуальной образовательной программы учителя.
- Оценка компетентности кадрового потенциала на разных уровнях (школа, муниципалитет, регион).
- Формирование образовательного заказа в сфере дополнительного профессионального образования педагогических кадров.
Основные результаты проекта — создание информационного банка образовательных услуг, системы сбора, обработки и доступности информации. ИДКУ — одна из первых попыток создания интернет-диагностики учителя в России, что, наряду с другими факторами, позволило проекту занять третье место на всероссийском конкурсе в номинации «Использование ИКТ в социальной сфере». На сегодняшний день в тестировании системы приняли участие 382 учителя, 37 средних и основных общеобразовательных школ из семи муниципалитетов;
К настоящему времени в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 годы)» создана сеть из 16 образовательных порталов, которая рассматривается как основа единой информационной среды системы образования. Базовым интегрирующим элементом является федеральный портал «Российское образование». Вместе с тем, происходит разработка образовательных информационных сетей на уровне регионов и муниципальных образований. Ярким примером этой тенденции являются Калужская и Смоленская области, а также Ханты-Мансийский автономный округ, представившие свои проекты образовательных сетей на конкурс «Лучший регион в сфере ИКТ».
«Лучший регион в сфере ИКТ»: 2 место
Проект «Образовательная информационная сеть Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» занял второе место в номинации «Использование ИКТ в социальной сфере» конкурса «Лучший регион в сфере ИКТ». Он реализован Комитетом по информационным ресурсам администрации губернатора Ханты-Мансийского автономного округа — Югры1, в создании образовательной сети приняли участие:
- Югорский государственный университет.
- Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа.
- Комитет по молодежной политике Ханты-Мансийского автономного округа.
- Департамент культуры и искусства Ханты-Мансийского автономного округа.
- Департамент по вопросам малочисленных народов севера Ханты-Мансийского автономного округа.
- Департамент труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа.
- Департамент инвестиций, науки и технологий Ханты-Мансийского автономного округа.
- Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа.
- Сургутский государственный университет.
- Ханты-Мансийский государственный медицинский институт.
- Государственная библиотека Югры.
- Музей геологии, нефти и газа.
- Государственный окружной музей природы и человека.
- Ханты-Мансийский колледж-интернат искусств.
Источник: admhmao.ru
В современных условиях существует прямая зависимость между эффективностью обучения и использованием в образовании средств ИКТ. Поэтому проект создавался как новая образовательная среда. В ней предполагается сочетать традиционные методы обучения с комплексом программно-технических средств, методик и организационных мероприятий, которые позволяют обеспечить доставку образовательной информации учащимся посредством сети интернет, а также обеспечивают интерактивное взаимодействие слушателей с преподавателями, контроль получаемых знаний и накопление информации о самом процессе обучения.
Создание новой образовательной среды потребовало решения нескольких важных задач. Во-первых, возникла необходимость в создании сетей передачи данных для того, чтобы накопленная информация была доступна всем, кто в ней нуждается. В связи с тем, что информация, которой пользуется население региона, не всегда отвечает требованиям достоверности и доступности, необходимо было создать информационный ресурс. В качестве решения был предложен портал ставший ядром системы.
Портал предоставляет возможность доступа к разнородной информации, необходимой в процессе обучения. Информация, представленная на ресурсе, отвечает следующим требованиям:
- Актуальность — соответствие требованиям государственных органов России и лучшему опыту применения новых информационных технологий в сферах образования и науки, накопленному в регионах России и за рубежом.
- Открытость — совместимость со всеми современными стандартами, поддержка Internet/Intranet технологий, а также возможность наращивания функциональности за счет взаимодействия с программным обеспечением независимых поставщиков.
- Интегрируемость — система должна интегрировать в единой распределенной информационной среде задачи информационного обеспечения образования округа.
- Масштабируемость — обеспечение работоспособности системы по мере роста объема обрабатываемой информации и количества одновременно работающих пользователей.
- Возможности тиражирования.
1 Проект «Образовательная информационная сеть Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» реализован на основании распоряжения правительства Ханты-Мансийского автономного округа №574-рп от 10 октября 2001 года «О создании образовательной информационной сети Ханты-Мансийского автономного округа».
|
|