|
|
Модель системы реализации режима «одного окна»
Анализ введения режима «одного окна» в различных регионах РФ показывает, что используемая модель информационных процессов имеет ряд существенных недостатков и ограничений, не позволяющих оперативно и качественно принимать решения, оптимизировать информационные и финансовые потоки при согласовании документов в процессе межведомственных взаимодействий. Для решения данных проблем в статье предлагается новый системный подход к реализации режима «одного окна».
С самого начала реализации режима «одного окна» в префектуре была поставлена задача использования современных технологий для обеспечения взаимодействий службы со структурными подразделениями префектуры, управ районов, окружными организациями и службами с максимально возможной в существующем правовом поле автоматизацией процессов. Для этого были организационно объединены сектор информационных технологий и служба «одного окна» и образован отдел информационно-технологического развития.
Расположение служб «одного окна» на карте Зеленограда (в геоинформационной системе Зеленоград) (рис. 7)
условное обозначение служб «одного окна»
Проведены работы по автоматизации служб «одного окна», в результате чего разработан единый программный модуль «одно окно», позволяющий сократить время регистрации заявки и выдачи конечного пакета документов заявителю; формализовать и минимизировать время обработки заявки; сделать прозрачным и контролируемым процесс выполнения заявки как для специалистов службы «одного окна», так и для заявителя через портал и тач-скрин терминал. Информатизация службы решает задачи автоматизированного учета обращений и контроля их исполнения; предоставление информации в общегородскую систему контроля и мониторинга (СКиМО) за работой служб «одного окна», электронной взаимодействие с внешними организациями и доступ службы «одного окна» к общегородским и ведомственным информационным ресурсам.
Распоряжением префекта утверждены Регламенты взаимодействия служб «одного окна» префектуры и управ районов с организациями, имеющими наиболее интенсивный документооборот в процессах подготовки конечного документа для заявителя. В префектуре и управах районов округа идет экспериментальная отработка схемы электронного документооборота при реализации режима «одного окна». Отрабатывается подготовка запросов на получение заключений и согласований городских организаций и передача документов ответственным исполнителям префектуры с использованием электронно-цифровой подписи. Всего в префектуре в соответствии с договором с «Мосжилрегистрацией» 60 сотрудников — владельцев ЭЦП. Разработанные регламенты позволяет осуществить получение промежуточного документа, каким является копия распоряжения префекта, без участия заявителя. Регламент предусматривает использование для оптимизации этого процесса технологии электронного документооборота и средств электронно-цифровой подписи. Для обеспечения такого процесса в префектуре создается электронная библиотека распоряжений префекта (рис.9). Такая база позволит передавать легитимные распоряжения префекта для проведения согласований, а также для обеспечения выдачи документа заявителю в момент обращения. Для создания электронной базы в настоящее время проводится залповый ввод распоряжений префекта принятых в 2003-2004 годах. Для новых распоряжений префекта налажена работа по помещению копий распоряжений, подписанных электронно-цифровой подписью с помощью технологии поточного сканирования.
Предусмотрено подключение организаций, участвующих в подготовке документов, выдаваемых в режиме «одного окна» к мультисервисной сети Зеленоградского административного округа г.Москвы.
Проведение данных работ стремительно развивается. В настоящее время организуются взаимодействия с городскими структурами и ведется разработка регламентов взаимодействия в режиме «одного окна» с Дирекциями единого заказчика, с ГО и ЧС МЧС России г. Москвы, с Зеленоградским Территориальным бюро технической инвентаризации, с Зеленоградским отделом экологического контроля.
Структура документов, выдаваемых через службу «одного окна» префектуры (рис.8)
Обработка обращений заявителей (рис.8) в органах исполнительной власти ведется с применением специального программного продукта на базе Лотус, что значительно упрощает процесс контроля за ходом и сроками исполнения документов, позволяет ускорить обмен информацией со структурными подразделениями префектуры и службами «одного окна» управ районов, автоматизировать подготовку сводной отчетности о работе служб «одного окна». В холле префектуры установлен информационный тач-скрин терминал, позволяющий без обращения к специалистам службы в полном объеме получить информацию о работе служб «одного окна», перечне выдаваемых документов, распечатать образцы заявлений, узнать о ходе исполнения обращения. В службах «одного окна» управ и префектуры установлена система поточного сканирования документов, состоящая из поточного сканера, программного комплекса распознавания и экспорта образов документов в библиотеку по штрих-коду, устройства чтения штрих-кода документов. Реализован также мониторинг электронного документооборота, позволяющий определить, где находится конкретный документ, было ли открыто электронное поручение, время обработки документа, маршрут движения документа, подготовить другие отчёты.
Технология поточного сканирования и помещения документов в электронную библиотеку (рис. 9)
Стремительно развивается электронное «одно окно» Зеленограда. В настоящий момент реализовано три направления интеграции системы электронного документооборота префектуры Зеленограда с порталом.
Во-первых, обращение, поступающее через портал, автоматически поступает в соответствующий модуль документооборота для регистрации, постановки на контроль и направления ответственному для подготовки и публикации ответа. Таким образом, в бумажном виде обращение не появляется. Следующим направлением интеграции является автоматическая публикация распоряжений префекта. Также предоставляется возможность через сайт проследить прохождение официального письменного обращения в префектуре (по регистрационному номеру и фамилии заявителя), и его направление для отработки во внешние организации. Таким образом, реализуется концепция «прозрачной» или «стеклянной» администрации. Возможно также проследить прохождение обращения, поступающего через портал. Если заявитель вводит при отправке обращения свой электронной адрес, то сообщения об изменении статуса поступают ему на электронную почту, также как и ответ. Через почту предоставлена возможность предварительного заказа копий ранее принятых распоряжений префекта и архивных справок. В настоящий момент проводятся работы по созданию и наполнению структурированной электронной библиотеки. Для бюджетных учреждений портал — точка входа для получения в электронной библиотеке назначенных к исполнению документов. После процедуры аутентификации, специалист также может запрашивать реестр документов. Система будет проверять права доступа и высылать документы на указанный почтовый ящик. Такой инструмент должен использоваться в условиях высокой стоимости подключения непосредственно к корпоративной мультисервисной сети органов управления или единой системе документооборота.
Исходя из проведенных опросов, жители еще слабо информированы о режиме и работе служб «одного окна». Все еще распространенный ответ — «ни разу об этом не слышал». Поэтому префектурой, управами районов и городскими организациями округа пристальное внимание уделяется своевременному информированию населения. Проводится широкий спектр мероприятий по доведению до населения и организаций округа информации о задачах служб «одного окна», и о работе служб.
В целях информирования в интернете на официальных сайтах префектуры и управ районов округа публикуются нормативные документы Правительства Москвы по организации и реализации принципа «одного окна», приводится перечень выдаваемых в соответствии с Единым реестром документов, образцы заявлений и другая оперативная информация.
На электронной карте округа, помещенной на сайт, обозначено расположение служб «одного окна» и выдаваемые ими документы.
Таким образом, проделана необходимая подготовительная работа, которую можно рассматривать как первый этап внедрения режима «одного окна» в округе. На повестки дня построение метасистемы электронного Зеленограда, разработка и реализация электронных административных регламентов.
Валерий Иванов, Алексей Михальченков, Анна Коробова1
Источники:
- Иванов В.В., Коробова А.Н. Модель создания и развития «электронного правительства». Журнал «Открытые системы», N 04-2005.
- Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент. Справочное пособие. — М.: Инфра-М, 2002. — xviii, с.718.
- Иванов В.В., Коробова А.Н. Формирование концепции управления территорией муниципального образования на базе информационных систем. Журнал Муниципальная власть, N 5-2002.
- Иванов В.В., Коробова А.Н. Разработка комплексной системы управления муниципальным образованием на базе модели электронного муниципалитета. Журнал Муниципалитет N 5- 2002, N 1-2003.
- Иванов В.В., Коробова А.Н. Управление информационными процессами при принятии и реализации стратегии использования муниципальных ресурсов. Журнал "Экономика и коммерция", N 3-2002.
- Иванов В.В., Коробова А.Н. Методика реинжиниринга процессов муниципального управления с использованием технологий международного информационного пространства. Журнал "Экономика и коммерция", N 4-2002
1 Иванов Валерий Викторович, д.э.н., профессор кафедры маркетинга и управления проектами МИЭТ (ТУ), советник префекта Зеленограда по стратегическому управлению
Михальченков Алексей Иванович, первый заместитель префекта Зеленоградского административного округа г. Москвы
Коробова Анна Николаевна, к.э.н., начальник отдела информационно-технологического развития префектуры Зеленоградского административного округа г.Москвы
|
|