|
|
Продажи цифровой техники в РоссииРоссийский сектор портативной цифровой техники развивается по тем же законам, что и мировой — только с отставанием на несколько лет. До насыщения отечественному цифровому ритейлу пока далеко, и производители малогабаритных цифровых устройств вместе с дистрибьюторами вполне могут еще Поставщики цифровых товаров должны учитывать региональную специфику продаж как на уровне макрорегионов, так и в пределах отдельных стран. Например, в России активно развивается рынок цифровой фотографии, все еще растет рынок КПК, в то время как на развитых рынках эти сегменты переживают заметное снижение темпов роста продаж и спад. В секторе мобильного аудио на отечественном рынке все еще относительно велика доля CD/MP3-плееров (отчасти это объясняется большим количеством «пиратских» дисков в стране), в то время как на полках магазинов развитых стран эти устройства уже стали экзотикой. А вот чего практически не встретишь в российских магазинах цифровой техники — так это спутниковых ресиверов. Спутниковое радио у нас пока не получило распространения. Цифровые фотокамеры в России: бум продолжается Несмотря на то, что рост объемов продаж цифровых фотокамер на российском рынке в 2004 году был значительным, по итогам 2005 года предполагаются не менее впечатляющие результаты. По сделанным ранее прогнозам, этот рынок ожидало удвоение — превышение объема продаж 2 млн. камер. Но теперь даже самые оптимистичные прогнозы (2,5 млн. устройств) таковыми не выглядят. По оценкам группы SmartMarketing, общий объем продаж цифровых камер всех типов и категорий на российском рынке в первом квартале 2005 года составил 530 тыс. штук. А с учетом предновогоднего бума продаж можно ожидать, что эти показатели будут перекрыты. Несмотря на некоторые негативные тенденции на европейском рынке цифровых камер, российский рынок продолжает расти. По своему объему и темпам роста он схож с американским, но Погоду на рынке цифровых камер в течение первого квартала делали сверхкомпактные модели, хотя в структуре рынка также велика доля аппаратов, которые можно отнести к категории любительских. Почти половину рынка делят компании "большой пятерки" — Canon (15,84%), Nikon (9,49%), Konica Minolta (8,25%), Olympus (7,12%) и Sony (7,12%), на долю которых приходится 47,82% рынка. Российский рынок цифровых фотокамер Источник: SmartMarketing, 2005 По разрешению матрицы доминируют три сегмента — 3 (18,61%), 4 (33,58%) и 5 (32,62%) мегапикселей. Относительно значимая доля продаж В структуре продаж цифровых фотокамер по типам доминировали "любительские" камеры (37,17%), доля бюджетных составила (24.53%), камеры класса "компактные" заняли 17,55% рынка, профессиональные и полупрофессиональные модели заняли около 20% (13,77% и 6,98%, соответственно). По данным ITResearch в первом полугодии 2005 года на российском рынке присутствовало около 160 актуальных моделей цифровых фотокамер. При этом, как и во второй половине 2004 года около трети из их числа составляли новинки (58 шт.). Как и в прошлые годы, увеличение разрешения матрицы оставалось в числе основных инструментов производителей в борьбе за потребителя. Преобладающими на рынке (с долей в 38%) стали Основные тенденции рынка цифровой фотографии сегодня: снижение средних цен на фотокамеры, развитие рынка цифровой печати и расширение функциональности устройств. В течение последних лет цифровые фотокамеры перешли в разряд товаров массового спроса, что позволило продавать их, в частности, розничным магазинам цифровой техники, первоначально специализирующимся на продажах сотовых телефонов и аксессуаров к ним. Конкуренция в розничном канале нарастает — подобным товаром торгуют сегодня и распределенные сети бытовой электроники, компьютерные магазины, Российский рынок MP3-плееров метит в лидеры По данным Alion, фокусного дистрибьютора Потенциал российского рынка оценивается как очень высокий. Так, по оценкам KPAC (Корейской ассоциации производителей Особенно бурный рост ожидается в сегменте Однако распространение последних, Интересно проследить динамику дистрибуции Итак, можно констатировать, что Российский рынок КПК вытянули смартфоны и коммуникаторы По данным SmartMarketing в первом полугодии 2005 года российский рынок КПК, смартфонов и коммуникаторов вырос почти наполовину по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — на 48% . В количественном выражении он составил 119973 штук. Российский рынок КПК и смартфонов: объем поставок * - прогноз Напомним, что по данным IDC в 2004 году в России было продано 380 тыс. (против примерно 240 тыс. в 2003 г.) КПК и смартфонов. В 2005 году этот рынок, согласно прогнозам, должен превысить 500 тыс. устройств. Причем доля смартфонов превышает долю КПК, и отрыв будет возрастать. В 2003 году смартфонов было продано примерно в полтора раза больше, чем КПК. В 2006 году рынок смартфонов будет в три раза превышать рынок КПК. Опережение продаж смартфонов и коммуникаторов продаж КПК соответствует общемировой тенденции: конвергентные карманные устройства, объединяющие функции управления данными и коммуникации, выходят на первый план, вытесняя традиционные КПК. Как отмечают в IDC, в 2004 году пять ведущих поставщиков контролировали более 80% рынка КПК и смартфонов. Прогнозировалось, что их доля будет только увеличиваться. Во 2 квартале 2005 года компания HP впервые утратила лидерскую позицию в тройке наиболее крупных вендоров, уступив ее КПК на платформах HTC, коммуникаторы и смартфоны на базе которых заняли 43,1% по результатам второго квартала против 4,7% по итогам первого. Тем не менее, доля КПК HP iPAQ составила по итогам полугодия 30,3% против 23,9% у КПК на платформах HTC. В первом квартале 2005 года она составила 30,5% и незначительно снизилась в процентном отношении на фоне общего роста конкурирующих марок до 30,1% во 2 квартале 2005 года. Третье место в секторе Windows Mobile занимает Fujitsu Siemens Computers, испытавшая значительное снижение рыночной доли в процентном отношении на фоне роста продаж КПК других марок (с 25,5% в 1 квартале 2005 до 11,9% во 2 квартале 2005 года). В абсолютном выражении продажи КПК Fujitsu Siemens возросли. Рыночная доля платформы PalmOS снизилась до 11,6% во втором квартале (с 20% в 1 квартале 2005 года). Несмотря на выпуск и начало продаж коммуникатора Treo 650, данный сектор в целом демонстрирует негативный тренд. В то же время платформа Palm OS демонстрирует хорошие показатели в корпоративном сегменте рынка КПК, смартфонов и коммуникаторов, занимая более 58% данного сегмента. По оценке экспертов, рыночная доля сегмента Symbian OS демонстрирует позитивный тренд, увеличившись по результатам полугодия до 49,4% (с 23,7% за аналогичный период 2004 года.). Рыночная доля PalmOS продолжала снижаться (до 15,8% с 37,5%), доля рынка Windows Mobile при сравнении соответствующих периодов незначительно снизилась (с 38,3% в 1 полугодии 2004 года до 34,8% в 1 полугодии 2005 года), но на протяжении 1 полугодия текущего года показывает положительную квартальную динамику. Абсолютные объемы продаж значительно возросли в сегментах Windows Mobile и Symbian OS. Высокие темпы роста сегмента смартфонов и коммуникаторов сохраняются во всех секторах рынка персональных мобильных устройств. Наибольшую долю по-прежнему сохраняет платформа Symbian (49,4%), на втором месте по итогам полугодия — Windows Mobile (34,8%), на третьем — Palm OS (15,8%). Динамика по результатам первых двух кварталов показывает высокий положительный тренд Windows Mobile (рост до 38,4% во 2 квартале этого года с 31,1% в 1 квартале 2005 года), сохранение достигнутых в 1 квартале позиций в сегменте Symbian OS (рост до 50% во втором квартале 2005 г. с 48,9% в 1 квартале 2005 года) и падение в секторе Palm OS (до 20% во втором квартале 2005 года с 11,6% в 1 квартале этого года.). В секторе Symbian также продолжился рост продаж: рыночная доля данной ОС возросла до 50% во 2 квартале 2005 года (с 48,9% в 1 квартале 2005 года), при значительном приросте продаж в абсолютном выражении. Лидирующие позиции в данном сегменте занимает компания Nokia с долей рынка более 90% во втором квартале (89,1% в 1 квартале). Данный сектор также сохранит положительную квартальную динамику развития, что обусловлено, прежде всего, ценовой эрозией и выходом в данный сектор ряда новых игроков с предложениями, ориентированными на бюджетный сегмент, например, Rover Computers. Итак, на фоне насыщения отдельных сегментов рынка традиционной портативной цифровой техники (фотокамеры, КПК и пр.) в развитых странах российский рынок выглядит весьма многообещающе. Продажи цифровых товаров и продолжают расти, и прогнозы аналитиков довольно оптимистичны. Так что розничным ритейлерам остается только вовремя подвозить нужный товар в свои торговые точки и внимательно следить за основными тенденциями. Виталий Солонин / CNews Analytics |