|
|
Сотовая розница уходит в "виртуальный мир"Усиление конкуренции на рынке мобильной розницы вынудило салоны сотовой связи заняться диверсификацией, причем в режиме постоянного расширения ассортимента товаров, так как прибыль от традиционного бизнеса заметно упала. За прошедший год эта тенденция только усилилась. Cотовая розница превращается в "цифровые магазины". Пожалуй, возврат к исходному понятию "салон сотовой связи" возможен только в виртуальном пространстве, и это является сегодня одним из самых перспективных направлений рынка мобильной розницы. Стремление к диверсификации своего бизнеса наметилось у салонов сотовой связи более трех лет назад, когда стали поговаривать о первых признаках насыщения рынка мобильных терминалов. Усиление конкуренции на рынке сотовой розницы неизбежно повлекло за собой падение нормы прибыли, и многие дилеры задумались о диверсификации. С конца 2003 — начала 2004 года в салонах сотовой связи, которые стали позиционировать себя как магазины цифровой электроники, стало возможным купить MP3-плеер, предоплаченные карты IP-телефонии и доступа в интернет, КПК, автосигнализацию, и даже заключить страховой контракт. С тех пор ассортимент подобных товаров только увеличивается. В декабре 2003 — январе 2004 гг. в ассортимент московской розничной сети «Диксис» была введена новая товарная группа — цифровая техника: цифровые фото- и видеокамеры, кабели с программным обеспечением, услуги по их подключению к компьютерам. Позже цифровая электроника перекочевала в питерские салоны «Диксис» и в салоны других городов. Согласно планам компании, к 2007 году доля цифровой техники в общем обороте должна вырасти до 25%. Также планируется увеличение доли услуг в обороте.
Одновременно начали расширять свой ассортимент и другие сотовые дилеры. В частности, «Евросеть» приступила к продаже таких непрофильных товаров, как полисы автогражданской ответственности, В 2004 году практически все крупные сети сотовой розницы начали искать пути для диверсификации, поскольку прибыль от традиционного бизнеса заметно упала. Один за другим дилеры сотовой связи осваивают выпуск Принципиальным было решение «Диксис» и «Беталинк» о ребрэндинге своих розничных сетей. При этом «Диксис» не ограничился сменой логотипа. Было значительно расширено поле деятельности — от сети салонов связи до сети магазинов цифровой электроники. Категории товаров и услуг в крупнейших сетях цифровой розницы*
* — рассмотрены только сети — бывшие салоны сотовой связи, торгующие малогабаритным товаром Цифровые магазины сегодня В плане развития стратегии диверсификации 2005 год не стал исключением. Например, в сети «Диксис» (в тех магазинах, где позволяет площадь) стали продавать ноутбуки и билеты в кино, делать ксерокопии и мобильный моддинг (нанесение рисунка на корпус устройства), принимать коммунальные платежи (в московских магазинах). «Евросеть», со своей стороны, начала осваивать торговлю контентом. В октябре компании CompTek и ЗАО «Электросвязь», входящая в группу компаний «Евросеть», объявили о завершении модернизации московского телекоммуникационного узла, на базе которого ранее были запущены услуги В 2005 году «Беталинк» значительно расширил ассортимент цифровых фотоаппаратов и В результате диверсификации структура доходов крупнейших цифровых сетей претерпела существенные изменения. Например, в структуре оборота за 2005 год розничной сети «Диксис» на сотовые телефоны приходится почти 2/3 всех продаж, а остальное — на цифровую технику (5,7%), карты оплаты (18%), контракты и прием платежей (6,9% и 0,69%) и аксессуары (2,7%). В целом по рынку сотовые телефоны формируют сегодня уже менее половины всех доходов операторов (45%). При этом около 32% остается на долю Распределение доходов от продаж крупнейших розничных сетей России, 2005
Источник: Евросеть, 2005 Перспективы К одному из самых перспективных сегодня направлений мобильной розницы следует, пожалуй, отнести бизнес виртуальных операторов сотовой связи. Тарифные планы «реальных» сотовых операторов далеки от совершенства — например, они очень слабо ориентированы на активных пользователей услуг передачи данных и доступа в интернет. Стало быть, этот бизнес вполне имеет право на существование, о чем, кстати, свидетельствует опыт других стран. Однако в России для бизнеса MVNO (Mobile Virtual Network Operator) существуют серьезные трудности. «Реальные» сотовые операторы не «жаждут» делиться трафиком, да и российская законодательная база не готова к появлению новых игроков. Поэтому и анонсированные ранее проекты, например, «Евросети», потерпели фиаско. Впрочем, это отнюдь не означает, что они не будут «реинкарнированы» через Виталий Солонин / CNews Analytics Павел Караулов: После «августовского кризиса» розничные цены на мобильные телефоны выросли на
|