Согласно прогнозам, два крупнейших игрока мирового ритейла сохранят в ближайшие годы свои лидирующие позиции. Другим сетям повезло гораздо меньше — их ждет жесточайшая конкурентная борьба за право называться третьим, четвертым или пятым. Отличные же перспективы у дискаунтеров — им пророчат стремительное продвижение вверх по ступенькам рейтинга.
Отдельные игроки из тридцатки крупнейших розничных сетей мира, в которой насчитывается 7 ритейлеров с долей непродовольственных продаж 50 и более процентов, уже вышли или выходят на рынок мобильной розницы. При этом некоторые из них, начав с крупнейших городов, собираются освоить российские просторы. С этой связи нелишне будет узнать о текущей расстановке сил в мировом табеле о рангах.
Крупнейшие розничные сети в мире
Ритейлер
Страна
Продажи (млн долл)
Чистые продажи (млн долл)
Продажи пр. питания (%)
Продажи на родном рынке (%)
Международные продажи (%)
1
Wal-Mart
США
309,414
285,222
45
77.8
22.2
2
Carrefour
Франция
113,046
90,284
75
49.1
50.9
3
Ahold
Нидер-ланды
89,417
64,588
84
16.6
83.4
4
Metro Group
Германия
77,768
70,065
49
52.3
47.7
5
Tesco
Велико-британия
68,165
62,219
74
79.3
20.7
6
Kroger
США
58,647
56,434
70
100.0
0.0
7
Ito-Yokado
Япония
63,190
33,497
66
67.9
32.1
8
Rewe
Германия
54,788
50,677
76
71.6
28.4
9
Target
США
53,949
46,893
32
100.0
0.0
10
Costco
США
51,199
47,146
60
80.3
19.7
11
AEON
Япония
50,921
38,789
50
92.2
7.8
12
Casino
Франция
50,068
28,779
75
60.6
39.4
13
Auchan
Франция
48,731
44,688
59
54.4
45.6
14
ITM
Франция
46,705
44,002
70
71.7
28.3
15
Schwarz Group
Германия
45,913
42,557
82
58.2
41.8
16
Aldi
Германия
45,883
41,868
82
59.6
40.4
17
Albertsons
США
41,975
39,897
69
100.0
0.0
18
Walgreens
США
39,458
37,508
37
98.7
1.3
19
Edeka
Германия
39,184
31,802
84
91.9
8.1
20
Safeway
США
39,112
35,823
76
84.6
15.4
21
Leclerc
Франция
35,476
32,762
64
94.7
5.3
22
Tengelmann
Германия
32,780
29,798
66
49.4
50.6
23
CVS
США
32,564
30,594
31
100.0
0.0
24
JCPenney **
США
28,029
18,432
13
99.2
0.8
25
Sainsbury
Велико-британия
30,343
28,220
76
98.7
1.3
26
Morrisons
Велико-британия
25,738
22,519
78
100.0
0.0
27
Delhaize Group
Бельгия
24,145
22,324
77
21.3
78.7
28
Coles Myer
Австралия
23,651
23,728
61
99.4
0.6
29
Woolworths (Aus)
Австралия
22,864
20,726
72
99.8
0.2
30
Loblaw
Канада
22,470
20,137
77
100.0
0.0
Вместе Top 30
1,662,787
Другие
3,295,884
В мире в общем
4,958,671
Источник: M+M Planet Retail Ltd
Чистые продажи лидера мирового ритейла Wal-Mart, 55% оборота которого приходится на непродовольственный сектор, в 2005 финансовом году (закончился 31 января 2006 года) увеличились на 11,3% и составили $285,2 млрд. Особенно заметно — более чем на 18% выросли объемы международных продаж, доля которых составляет почти 20%. При этом рекордсменом роста стала британская «дочка» Asda, которая принесла без малого половину всех зарубежных доходов — 46,2%. В конце прошлого года Asda запустила новый дисконтный формат, с помощью которого рассчитывает сохранить за собой вторую позицию в списке крупнейших ритейлеров Великобритании — сетей-дискаунтеров Aldi и Netto, а также расширить свое влияние на те районы страны, где господствующее положение занимает Tesco. Новый дисконтный формат будет конкурентоспособным на так называемом рынке «удобной» торговли, наравне с Tesco Express и Sainsbury's Local. В расширение своей сети за пределами США (11 стран) американский оператор намерен инвестировать около $14 млрд, которые, в частности, пойдут на строительство новых центров или передислокацию старых. По прогнозам Planet Retail Wal-Mart продолжит доминировать в глобальном розничном секторе по крайней мере до 2009 года.
С большим отставанием от конкурента следует крупнейший европейский ритейлер Carrefour, оборот которого в 2005 году вырос на 6,1% (на 4,3% в долларах США) и составил 83,71 млрд. евро. Французская сеть, состоящая из более чем 12 тысяч торговых точек (926 гипермаркетов, 2482 супермаркетов, 5451 дисконт-магазинов, 3046 магазинов «у дома» и 150 магазинов Cash & Carry) в странах Европы, Латинской Америки и Азии, получила в прошедшем году 47,7% выручки на местом рынке против 50,9% годом ранее. Второму по величине гиганту аналитики пророчат сохранение текущей позиции до 2009 года.
Тройку лидеров замыкает оператор международной сети супермаркетов Ahold, оборот которого за 9 месяцев 2005 года снизился по сравнению с аналогичным периодом 2004 года на 0,4% — до $33,7 млрд евро ($42,4 млрд).
По итогам 2005 года Ahold, скорее всего, переместится на 4-ое место, уступив немецкой сети Metro Group, которой удалось увеличить выручку в 2005 году на 4,2% — до 55,7 млрд. евро. Особенно быстро (на 10,5%) росли международные продажи ритейлера, объем которых в 2005 году впервые превысил выручку на местном рынке и составил в общем обороте 53,4%. Они и компенсировали падение (на 2,2%) продаж Metro Group в Германии. Драйверами роста были магазины Metro Cash & Carry и магазины бытовой электроники — Media Markt и Saturn.
Высокий потенциал роста — у британской сети Tesco, которая, по прогнозу Planet Retail, переместится в 2009 году с 5-го на 4-е место в рейтинге. Вместе с Metro Group они оттеснят конкурента Ahold, занимавшего по итогам 2004 года третье место, на 5-ю позицию. Такие прогнозы имеют под собой веские аргументы: оборот группы вырос за I полугодие 2005 финансового года (завершилось 13 августа 2005 года) на 14,1% (с 16,5 млрд фунтов стерлингов до 18,2 млрд) — самый высокий показатель в пятерке лидеров. В 2004 году британской сети удалось потеснить с пятой позиции американскую компанию Kroger. Основную часть (около 80%) Tesco приносят продажи на местном рынке в Великобритании.
В Planet Retail считают, что успехи Tesco обусловлены широким спектром факторов, включая 1) динамичный и гибкий набор форматов от гипермаркетов до «удобных» магазинов, развиваемых как на развитых, так и развивающихся рынках, а также 2) точная ценовая политика, 3) сильное предложение собственных марок, а также широкий выбор непродовольственных товаров.
По прогнозу Planet Retail новички рейтинга AEON, Casino, Sears и Schwarz заменят Kroger, Rewe, Target и Costco.
10 крупнейших ритейлеров в 2009 году, прогноз*
№
Ритейлер
Продажи (млрд долл)
Продовольственные продажи (%)
Национальные продажи (%)
Международные продажи (%)
1
Wal-Mart
426.1
46.0
77.5
22.5
2
Carrefour
164.7
74.3
42.2
57.8
3
Metro Group
109.5
48.9
45.9
54.1
4
Tesco
102.3
73.4
70.8
29.2
5
Ahold
99.5
84.4
17.6
82.4
6
Ito-Yokado
87.3
64.6
67.8
32.2
7
AEON
80.4
49.9
85.9
14.1
8
Casino
71.4
74.8
55.7
44.3
9
Sears
71.3
18.4
88.6
11.4
10
Schwarz Group
69.8
82.5
50.6
49.4
* — Без учета возможных приобретений и выходов на новые рынки
Источник: M+M Planet Retail Ltd.
Кроме увеличения размера своих сетей, другим изменением в структуре продаж мировых ритейлеров является увеличение доли международных продаж в общей структуре доходов.
Другой значимой тенденцией на рынке мирового ритейла является увеличение доли дискаунтеров. Согласно Planet Retail в течение следующих трех лет они будут самым динамичным форматом в Западной и Центральной Европе, и их количество увеличится примерно на 30%. При этом количество гипермаркетов будет расти более умеренными темпами, в основном из-за законодательных ограничений на сооружение больших магазинов на ключевых европейских рынках. По объемам продаж дискаунтеры находятся на третьем месте после гипермаркетов и супермаркетов в этом регионе, благодаря стремительной экспансии таких немецких сетей как, например, Aldi и Schwarz. Последние занимают в рейтинге пока лишь 15 и 16 позиции соответственно, однако уже через 3 года Schwarz, как ожидается, займет нижнюю строчку в ТОП-10 крупнейших ритейлеров, перепрыгнув целых 6 позиций.