|
|
Скандал с «серыми» схемами сыграл в пользу цифровой розницыСкандал с нелегальным ввозом в страну мобильников, разразившийся в августе 2005 года, затронул почти всех участников рынка, включая розничные сети цифровых товаров. Однако негативных последствий для их финансовых показателей не зафиксировано. Более того, многие смогли неплохо заработать на предновогоднем буме, усиливаемом слухами о дальнейшем подорожании техники с нового года. А возросшие на время осеннего кризиса цены спасли доходы торговцев от падения, компенсировав небольшое снижение продаж в штучном выражении. В целом же российский рынок электроники заметно оздоровился. Кто же выиграл во всей этой «серой» истории с задержанием мобильников и последовавшими событиями? Прежде всего, это государство, силовые структуры и ФТС. Таможенники, например, красиво отчитались о результатах проделанной работы и скорее всего получили серьезные «бонусы» (премии, продвижение по службе и пр.) от вышестоящих структур. А государство пополнило свой бюджет. Трубки, как оказалось, в среднем стоят не $24 за штуку, а $135, а реальное количество ввозимой в Россию продукции в разы больше того, что декларировалось ранее. За три недели сентября 2005 года в бюджет было перечислено более 430 млн. рублей. Если в августе на таможенную территорию России было ввезено 1,8 млн. мобильника (930 тонн), то в октябре их было задекларировано 3,1 млн. шт. (1,5 тыс. тонн). Таможенная стоимость за сравниваемые периоды составила $43 млн. $436 млн. В результате усиления контроля за правильностью декларирования стоимости бытовой техники и мобильных телефонов и пресечению их незаконного импорта в октябре 2005 года платежи в федеральный бюджет, взыскиваемые при импорте мобильных телефонов, выросли в 10 раз по сравнению с августом и составили $104,6 млн. Ценовой парадокс Розничные дистрибьюторские сети, постепенно оправившись, теперь переходят на самостоятельный ввоз цифровой техники и обещают больше не повышать цены. Небольшое подорожание прошло для потребителей практически незаметно. Цены в Изменение розничных цен в салонах «Евросети» на сотовые телефоны крупнейших производителей* в 2005 году
* - цены на телефоны приводятся без учета скидок при подключении к тарифным планам с абонентской платой выше 2 у.е. Кризис во благо? Однако далеко не все так благополучно на рынке. В фокусе пристального внимания ФТС оказались главным образом крупные московские ритейлеры, в то время как, например, более мелкие компании северо-западного региона продолжали ввозить трубки по «старым» схемам и зарабатывать сверхприбыли, что создавало ненормальную ценовую конкуренцию. По данным MRG, в Для борьбы с недобросовестной конкуренцией крупнейшие сотовые дилеры договорились предоставлять в органы информацию о своих менее добросовестных коллегах — тех, кто Кроме того, изменить ситуацию дилеры надеются с помощью производителей. «Связной», «Евросеть», «Беталинк», «Диксис», «Дивизион» и несколько других компаний писали совместное письмо производителям, в котором просили их регулярно предоставлять ФТС Но попытки наладить прямые поставки от вендоров — это уже следующая ступень «взросления» рынка. Пока же, сожалеют в «Диксис», все еще остаются недобросовестные участники рынка, экономящие на пошлинах и налогах (5% пошлина +18% НДС). Так, питерские компании, по утверждению московских конкурентов, до сих пор прибегают к помощи посредников. Существование таких компаний значительно затрудняет работу тем, кто ввозит товар с учетом всех требований налогового законодательства. Поэтому самостоятельный ввоз товара и привел к неизбежному росту цен — примерно на 20% у тех компаний, которые стали прямыми импортерами и участниками ВЭД. «Серый» рынок в регионах хотя и уменьшился с 90% до Какими будут окончательные итоги «скандала на таможне» с очки зрения изменения объемов продаж прояснится после обнародования данных по результатам всего 2005 года. Но уже сейчас можно предположить, что продажи у крупных дилеров если и упали, то крайне незначительно и на недолгое время — возросшие в кризис цены на мобильники и другую цифровую технику скомпенсировали снижение оборотов в штучном выражении. Так, по оценкам MRG с 20 августа по середину сентября прошлого года наблюдалось падение розничных продаж на уровне Другие крупные игроки считают даже, что августовский кризис рынка сказался в большей степени положительным образом. В «Диксис», например, утверждают, что первыми на рынке сотовой связи стали участником внешнеэкономической деятельности и перешли на самостоятельный ввоз оборудования в Россию, что позволило осуществлять ввоз товара без посредников. В результате, по словам руководителя службы по связям с общественностью группы компаний «Диксис» Татьяны Москалевой, значительно ускорился процесс поставки, и появились гарантии получения качественного, предназначенного для реализации в России и оформленного с соблюдением всех требований налогового законодательства РФ оборудования. Она также добавила, что занимаясь прямым импортом товара, ее компания может более точно прогнозировать его наличие на витринах магазинов. «Переход к прямому импорту также позволил повысить прозрачность бизнеса нашей компании для партнеров и инвесторов. На финансовых результатах компании кризис не отразился, за исключением, наверное, того дополнительного дохода, который нам удалось получить в условиях дефицита товара в сентябре и в октябре», — утверждает Осеннее «провисание» Однако в целом по рынку, начиная с августа, динамика рынка розничных продаж сотовых телефонов в России в 2005 году серьезно изменилась. Если в первой половине августа объем розничных продаж составил 1,6 млн. шт., то за вторую половину был продан 1 млн. телефонов. Рынок серьезно «просел»: по оценке «Евросети» в 4 квартале 2005 года розничные продажи мобильников уменьшились по сравнению с розничными продажами 4 квартала 2004 года на 15%. А с учетом тренда роста рынка 2005 года примерно на 25% относительно рынка 2004 года, «провисание» рынка в 4 квартале 2005 года составило около 40% относительно докризисных прогнозов. Это, по мнению экспертов «Евросети», произошло за счет увеличения розничных цен на телефоны в целом по России по сравнению с ценами до кризиса примерно на 15 — 17%. Однако, в дальнейшем, за счет снижения цен вендорами на выпускаемые до кризиса телефоны, цены на эти телефоны стали выше докризисных только на Источник: Евросеть Кризис положительно сказался на структуре складских остатков российских дистрибьюторов. В частности были проданы неходовые модели телефонов, и ситуация оздоровилась. К негативным последствиям для компаний-дистрибьюторов можно отнести, в частности, необходимость увеличить их складские запасы вне страны до 40% (примерно в 3 раза больше, чем до августовского кризиса), что привело в увеличению расходов на содержание товаров на зарубежных складах. По мнению аналитиков MRG невозможность работы по старым схемам доставки товара не позволило компаниям планировать свои акции, продажи. Как результат, уровень заказов после относительной нормализации ситуации вырос и превысил реальные потребности рынка. Однако сильнее всего августовский кризис сказался на Таким образом, не исключено дальнейшее укрупнение рынка цифровой розницы. Если планы крупнейших ритейлеров по обеспечению равных конкурентных условий для всех участников будут успешно реализованы, то на рынке останется не более десятка крупных компаний, которые скупят мелкие сети по бросовым ценам. Уж не гиганты ли сотовой розницы и затеяли всю эту бучу? Впрочем, наблюдатели связывают усиление активности таможенников с приближающимся вступлением России в ВТО, для чего, в частности, необходимо "обелением" рынка цифровой и другой техники, которая преимущественно ввозилась по серым схемам. Основные итоги скандала с нелегальными поставками цифровых товаров в Россию
Источник: CNews Analytics, 2005 Курс на оздоровление По мнению экспертов, в 2005 г. российскому рынку электроники и бытовой техники удалось выйти из «подполья» и значительно увеличить долю легально импортируемых товаров. Так, в прошедшем году на российском рынке увеличилась доля легально импортируемой продукции, а интерес иностранных компаний к отечественному рынку существенно вырос. Ряд экспертов считает это главным событием данного сегмента рынка в минувшем году. Помимо этого — в ушедшем году четко обозначилась консолидация российского рынка электроники. «Начиная с августа 2005 г. российский рынок электроники вошел в& стадию активной легализации широкого спектра импортируемой продукции, — рассказал корреспонденту CNews руководитель службы общественных связей РАТЭК Антон Гуськов. — Данная тенденция говорит, прежде всего, о том, что рынок стал более здоровым. Первоначально импортируемая продукция выводилась в официальную статистику, а Виталий Солонин / CNews Analytics |