|
|
Сотовая розница: партнерство перерастает в поглощенияРынок сотовой розницы растет быстрыми темпами, "федералы" укрепляются в российской глубинке и продолжают завоевывать новые рубежи. Приверженцы модели расширения за счет открытия собственных салонов активно скупают региональные сети и строят свои магазины по всей России. А владельцы торговых марок активно использую как смешанную, так и чистую форму франчайзинговой экспансии. "Федералы" значительно продвинулись в регионы на рынке цифрового ритейла, используя разные модели развития бизнеса. Каковы основные финансовые показатели этого продвижения (обороты, чистая прибыль, структура доходов и пр.) - пока сказать трудно, так как рынок, за исключением игроков первой тройки ("Евросеть", "Связной" и "Диксис"), остается информационно закрытым. Но в общем – картина проясняется. На рынке сотовой розницы участились случаи "обмена" франчайзинговыми региональными партнерами между "федералами" — держателями известных торговых марок. Например, в начале декабря 2005 г. "Дивизион" заключил франчайзинговый договор с пермской сетью салонов связи "Мир техники", которая ранее работала по франшизе "Цифрограда". С другой стороны, "Цифроград" перевел под свой брэнд с помощью франчайзинговых договоров "Анарион" (около 140 салонов в Москве и Московской области) и уральскую компанию "Т1" (90 салонов). Со временем, вероятно, эти сети могут быть выкуплены: такая практика уже имеется. Например, в ноябре в состав группы компаний "Диксис" вошел красноярский ритейлер Региональная экспансия продолжается Могут ли отдельные случаи покупки партнеров-франчайзи перерасти в тенденцию в других розничных сетях, использующих франчайзинговую модель развития? Татьяна Москалева ("Диксис") считает, что это маловероятно. Комбинированная схема развития сети, по ее словам, позволяет, в случае необходимости, выкупить у партнера его бизнес. Выстраивая отношения с франчайзи, в "Диксисе" определяют условия, на которых они могут выйти из программы франчайзинга "без потерь". И одним из возможных вариантов "выхода" является выкуп бизнеса франчайзором — владельцем торговой марки. "На рынке сотового ритейла подобный вариант может предложить только "Диксис", поскольку у нас есть своя собственная сеть, — утверждает В "Диксисе" склонны расценивать это как конкурентное преимущество своей франчайзинговой программы, чего не могут предложить "чистые" франчайзинговые сети. Например, владельцы разошлись во взглядах на дальнейшее развитие, просто решили сменить сферу деятельности и сосредоточиться на другом, и т.д. В октябре "Диксис" открыл первый магазин в Томске в рамках франчайзингового соглашения с компанией Региональное углубление Увеличивали свое присутствие на российской территории и другие ритейловые цифровые сети, которые продвигались вглубь российских территорий по смешанным схемам — кто-то строил собственные салоны, В течение 2005 года открыла свои салоны в Новосибирске, Екатеринбурге и Казани федеральная сеть "Ультра", до этого присутствующая в Значительно расширился и "Дивизион", который довел число салонов под своим брэндом до 550. Недавно компания сообщила о выходе на рынок мобильного ритейла Брянской и Рязанской областей. По состоянию на конец 3 квартала 2005 года сеть группы "Связной" состояла из 750 собственных магазинов в 157 городах России. В конце года количество салонов увеличилось еще на 100 и достигло 850. По этому показателю "Связной" занимает вторую позицию, но если брать во внимание франчайзинговые сети конкурентов, то он уступает "Цифрограду", число салонов которого (включая магазины Продажные сети Кроме "франчайзинговой экспансии", в прошедшем году отмечен ряд прямых сделок Итак, вне зависимости от используемых моделей своего регионального развития, "федералы" продолжают завоевывать новые рубежи. А насколько эффективными могут быть усилия франзайзоров и владельцев собственных салонов — об этом судить финансовым аналитикам. Однако рынок цифрового ритейла, за исключением игроков первой тройки ("Евросеть", "Связной" и "Диксис"), остается информационно закрытым, и основные финансовые показатели (обороты, чистая прибыль, структура доходов и пр.) — тайна за семью печатями. Виталий Солонин / CNews Analytics Андрей Шлыков: Августовский кризис привел к почти 20% повышению цен на телефоныНа вопросы CNews отвечает Андрей Шлыков, генеральный директор группы компаний DIXIS. CNews: Какие тенденции доминировали, по вашим наблюдениям, на розничном рынке сотовых телефонов России в 2005 году? Андрей Шлыков: В течение 2005 года сотовые дилеры активно продолжали наращивать свое присутствие в регионах России. Помимо этого, многие компании расширяли ассортимент предлагаемых товаров и услуг. На российский рынок вышло большое количество новых производителей оборудования для сотовой связи — соответственно, расширялись дистрибьюторские портфели участников рынка, и происходило перераспределение долей вендоров в обороте торговых сетей. Августовский кризис послужил толчком к изменению условий работы основных игроков рынка. Во второй половине года практически все крупные компании стали самостоятельно осуществлять ввоз оборудования, отказавшись от услуг посредников. Кризис также спровоцировал повсеместный рост цен на телефоны, что позволило выровнять цены по рынку. Еще одна тенденция — обострение конкуренции и консолидация рынка. Крупные федеральные компании, штурмуя регионы, поглощают небольшие местные сети. Последние же постепенно уходят с рынка. |