|
|
Планы вендоров: кому вершки, а кому — корешкиГлавная битва производителей сотовых телефонов сосредоточена сегодня на развивающихся рынках. Основное их оружие здесь — дешевизна и практичность. На развитых же рынках конкуренция будет происходить, в основном, в плоскости «наворотов» и престижа. В России, которая занимает промежуточное положение, стратегия вендоров должна быть направлена на удовлетворение потребностей всех групп пользователей. $30, кто дешевле? Общая мировая тенденция развития рынка мобильников повторяет глобальный тренд компьютерного рынка — снижение средней цены устройств при одновременном увеличении их функциональности и сложности. Аналитики Gartner прогнозируют, что средняя цена телефона снизится с $174 в 2004 году до $161 в 2009 году, в то время как модели станут более сложными и прибавят в количестве функций. В агентстве iSuppli дают более низкие оценки и прогнозы — средняя розничная стоимость сотового телефона в мире снизится, по мнению аналитиков, с $142 в 2005 году до $129 в нынешнем. Снижению цен способствует ряд вендоров, «подталкиваемых» Ассоциацией GSM (AGSM). В первую очередь, речь идет о Motorola, которая будет поставлять в развивающиеся страны модели С113 и С113а стоимостью менее $30. Напомним, что ранее американский производитель выиграл тендер на поставку абонентских сотовых терминалов с оптовой стоимостью менее $40 (платформа C114), и уже в апреле 2005 года, в частности, индийский оператор Bharti Cellular начал продажи телефонов на базе этой платформы.
По пути Motorola идут и другие производители — практически у всех из них есть модели дешевле $100. Так, мировой лидер рынка Nokia разработал в прошлом году модель Nokia 2652 (усовершенствованная версия 2650), которая предназначена для продаж в Китае, Африке, Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Однако до заявленных Motorola Итак, битва между производителями в 2006 году развернётся за нижний ценовой сегмент рынка, ведь спрос на дешёвые телефоны в развивающихся странах огромен. Порядка 700 млн. человек в Латинской Америке, Азии и Африке — эта оценка потенциальной емкости рынка новых пользователей сотовой связи, которые могут купить телефон, если только его стоимость не будет превышать нескольких десятков долларов. По оценкам AGSM, несмотря на то, что 80% мирового населения проживает в местах доступности беспроводной связи, только 25% способны воспользоваться ее услугами. Порядка 60% глобального рынка приходится на модели начального уровня, и производители не могут игнорировать этот факт. Впрочем, и на развитых рынках спрос на недорогие мобильники остается достаточно высоким. Согласно IDC, основной составляющей общемировых продаж мобильников Однако чрезмерное увлечение дешевыми аппаратами может стать производителям боком. Ряд аналитиков ставит даже вопрос об их выживании. По их мнению, такая стратегия, как правило, приводит к общему снижению цен на всю продукцию компании. «Если производители сделают упор на этот рынок, это может серьёзно сказаться на последующей динамике развития всей индустрии. Бюджетные модели понижают планку цен, что в свою очередь заставляет производителя придерживаться выбранной ценовой политики. Это не сможет не отразиться на доходах компаний и, в конечном итоге, на их выживании на рынке», — говорится в исследовании Informa. Не следует также забывать, что в нижнем ценовом сегменте крупнейшим поставщикам мобильников придется столкнуться с серьезной конкуренцией многочисленных и малоизвестных производителей из Юго-Восточной Азии, предлагающих трубки по бросовым ценам. Развитым рынкам — развитые телефоны Ориентация на дешевизну является далеко не основной стратегией вендоров. Главный вектор развития лежит в плоскости улучшения технических характеристик мобильников, увеличения их функциональности и улучшения дизайна, удобства пользования и пр. Эта стратегия, как показал прошедший год, принесла на развитых рынках, а также в России ощутимые плоды. Так, к концу 3 квартала 2005 года продажи Среди самых успешных моделей Motorola — серия телефонов RAZR. Всего к концу 3 квартала 2005 года их было продано около 12 млн. (6,5 млн. в течение квартала). Рост доходов в 3 квартале 2005 года у Samsung произошел благодаря выходу на рынок новых телефонов с поддержкой Sony Ericsson, представившая на рынок такие бестселлеры как К750 (камерфон с Появляются в то же время довольно экзотические виды мобильников, среди которых, например, сотовый телефон со встроенным жестким диском, позволяющим хранить и воспроизводить несколько сотен аудиофайлов или несколько часов видео Другая тенденция на рынке мобильников — их интеграция с различными Российские планы Что касается России, то здесь планы вендоров в отношении цен неоднозначны. Это объясняется «пестротой» российского рынка с точки зрения предпочтений пользователей, которые определяются, в первую очередь тем, какую сумму они готовы потратить на приобретение мобильника. Однако, учитывая тот факт, что Россия вырвалась по итогам прошедшего года в европейские лидеры продаж, да и средняя цена мобильника выросла, а не упала как в среднем по миру, рассчитывать на то, что вендоры ощутимо снизят цены для нашей страны, было бы наивно. А вот повышения рекламных бюджетов ожидать вполне стоит –такие производители как Samsung и Motorola уже сообщали об этом. Также известно, что в этом году Samsung намерена вывести сюда линейку моделей, созданную специально для российского рынка. В любом случае к России как крупнейшему европейскому сегменту потребления будет уделено повышенное внимание. Все еще быстрорастущий российский рынок мобильников привлекает и других вендоров, не входящих в пятерку лидеров. Так, в марте прошлого года мобильное подразделение японской корпорации NEC начало официальные поставки телефонов в нашу страну. Лидер И Стратегии вендоров нацелены на охват практических всех групп российских потребителей. Так, Nokia представила три гламурных телефона из коллекции L’Amour (Nokia 7360, 7370 и 7380), которые, по замыслу компании, должны прийтись по вкусу российским ценителям красоты, рассматривающих мобильник не столько как коммуникационное устройство, сколько как средство отражения своего личного стиля и имиджа. В то же время финский производитель предлагает телефоны и из нижнего ценового сегмента (Nokia 1100, 1101, 1110 и др.). Подобной стратегии придерживаются и другие производители. Как и в мире, в России в 2005 году были наиболее востребованы на рынке телефоны, совмещающие в себе, помимо основных функций, разные дополнительные устройства (фотоаппарат, Виталий Солонин / CNews Analytics |