Статья

Зачем нужен CIO?

Бизнес Работа Кадры

В ИТ-отрасли сегодня настала эпоха "гибкой инфраструктуры данных", что дает предприятию свободу выбора – держать собственные серверные или "уйти в облако", расширять штат ИТ-специалистов или приглашать аутсорсеров. Возникает вопрос, как в этих условиях меняется роль CIO: становится она более технической или же ориентируется на участие в управлении бизнесом, чем должен заниматься ИТ-директор и, глобально, для чего он нужен компании?

Критично настроенные бизнесмены утверждают, что гибкость мышления российского ИТ-директора не соответствует современной эпохе: ни "командирами", ни "диспетчерами" их назвать нельзя. Насколько обоснованна подобная критика? CIO – "мальчик на побегушках" или "право имеет"? Своим мнением с CNews поделились CIO крупнейших предприятий и представители бизнеса.

Зона ответственности российского CIO

Анатолий Тенцер, директор по развитию российского фармацевтического дистрибьютора "Катрен" считает, что возможности ИТ-директора в России зависят только от него: "Если он готов выходить за рамки сугубо ИТ – то кто же ему не даст? Если предпочитает сидеть в углу и бурчать, что бизнес его не понимает – то остается на побегушках". Данную позицию вряд ли можно назвать отстраненной: Тенцер – бывший ИТ-директор, автор книг по программированию и персона, известная в российской ИТ-среде.


Если ИТ-директор не ассоциирует себя с бизнесом, ему отводится роль обслуживающего персонала

По его мнению, хороший критерий оценки действий CIO – ассоциирует ли тот себя с бизнесом или взаимодействует с ним. Во втором случае ИТ-директору отводится скромная роль обслуживающего персонала, а за штурвалом компании сидят другие люди.

И все же, уточняет директор фирмы "Группа БВ" Олег Вайнберг, надо понимать, что от CIO не ждут судьбоносных и стратегических решений. До основания собственного бизнеса Олег долго руководил ИТ в крупной розничной сети "КЕЙ", где впоследствии стал директором по инновациям. "Даже если CIO и член совета директоров или правления, как это было со мной все время моей работы в качестве CIO, – уточняет он. – Организация – это сложная система, которая отводит каждому его место. Особенно хорошо это видно, если посмотреть на структурную схему организации. Подразделение тем "главнее", чем оно выше и левее".

Поэтому Олег советует создавать альянсы с руководителями "главных" подразделений или, если такой возможности нет, – выдвигать стратегические идеи осторожно, ведь система "не ждет" от ИТ-директора стратегической активности.

Начальник управления технической поддержки "Сбербанка" Марат Хайретдинов более четко определяет задачи ИТ-директора. Главное – обеспечить работу ИТ-блока, чтобы тот в свою очередь позволял всем бизнес-подразделениям (а их у "Сбербанка" около 20 тысяч) развиваться и свободно осуществлять свою деятельность. "При этом важно выстроить отношения между внутренним заказчиком и ИТ-подразделением так, чтобы задачи были поставлены прозрачно, а ресурсная база позволяла эти задачи выполнить", – подчеркивает специалист. Вторая важная задача – сформировать эффективную команду и поддерживать в ней доверительные отношения и дух партнерства.

Действительно, если темп работы ИТ-департамента очень высок, команда должна работать слаженно, и здесь CIO приходится отвечать и за "человеческую инфраструктуру". Помимо масштабов предприятия и управленческих талантов самого CIO, его реальная зона ответственности зависит от понимания и ставки на ИТ собственника бизнеса, полагает Михаил Сергеев, директор по коммуникациям компании "Гарс Телеком".

При этом, если собственник увлечен возможностями ИТ, CIO получает особый статус, – и здесь возникает как риск зависимости ИТ-директора от собственника, так и излишняя свобода в принятии решений. Случается, что управленцы переоценивают степень зависимости бизнеса от ИТ-систем и, по мнению Михаила Сергеева, некомпетентно подходят к управлению рисками: "Нередко в таких ситуациях CIO находится в сложной ситуации – собственники подозревают специалиста в нецелевых тратах и избыточности построенных инфраструктур и ИТ-систем".

Между тем директор по развитию бизнеса компании "ЮНИТ-Оргтехника" Андрей Галкин считает, что данные подозрения оправданны: "Довольно часто на практике оказывается так, что CIO попросту укладывается в бюджет, все работает, пользователи довольны. Что-то устарело – купил новое, раздул бюджет под что-либо непонятное".

Стоит ли расширять границы?

По мнению Андрея Галкина, CIO должен повышать эффективность бизнес-процессов, и быть "техником при аэродроме" – не его миссия.